236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда № 4-О от 25 февраля 2020 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н. Федорова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1.4, абзаца третьего пункта 1.6, пунктов 1.8,  2.1-2.5, подпунктов 1-5 пункта 2.9.1, пунктов 2.11, 2.13  Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 3 июля 2019 года № 125 «Об утверждении Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград»

 

город  Калининград                                                                  25 февраля 2020 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                    А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н. Федорова,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области 26 декабря 2019 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва П.Н. Федорова (далее – заявитель).

Заявитель просит признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области следущие нормы Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград»   (далее – Положение), утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 3 июля 2019 года № 125 «Об утверждении Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград» (далее – Решение № 125):

- пункт 1.4 в части слов «структурное подразделение администрации городского округа «Город Калининград» (далее - администрация) - комитет городского хозяйства администрации (далее - комитет)»;

         - абзац третий пункта 1.6, пункты 2.3, 2.4 в той мере, в какой они не предусматривают размещение информационных материалов вместе с проектом на официальном сайте администрации;

         - пункт 1.8 в той мере, в какой он ограничивает перечень                            мест размещения информационных стендов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в той мере, в какой не содержит требований к информационным стендам;

- пункты 2.1, 2.2 в той мере, в какой допускают закрепление не всех требуемых сведений (в том числе допускают отсутствие перечня информационных материалов) в оповещении о начале общественных обсуждений;

         - пункт 2.5 в той мере, в какой им не закреплены порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;

        - подпункты 1-5 пункта 2.9.1;

         - пункт 2.11 в той мере, в какой им не урегулирован порядок подготовки протокола общественных обсуждений;

         - пункт 2.13 в той мере, в какой им не урегулирован порядок подготовки заключения о результатах общественных обсуждений.

Пунктом 1.4. Положения, установлено, что уполномоченным лицом на проведение общественных обсуждений по Проекту является структурное подразделение администрации городского округа «Город Калининград» - комитет городского хозяйства администрации.

Абзацем третим пункта 1.6 Положения предусмотрено, что  размещение Проекта на официальном сайте администрации является этапом процедуры проведения общественных  обсуждений.

Пунктом 1.8 Положения определено, что информационные стенды для размещения оповещения о начале общественных обсуждений и экспозиция Проекта располагаются в помещении МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по адресу:                  пл. Победы, 1, г. Калининград.

Пунктами 2.1-2.5 Положения установлено:

2.1. Администрация издает постановление о проведении общественных обсуждений (далее - постановление), которое должно содержать информацию:

- о Проекте;

- о порядке и сроках проведения общественных обсуждений;

- о месте, дате открытия, сроках проведения экспозиции Проекта, днях и часах, в которые возможно ее посещение;

- о днях и времени консультирования посетителей экспозиции;

- о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, касающихся Проекта.

2.2. Организатор осуществляет оповещение о проведении общественных обсуждений Проекта путем:

- опубликования постановления и оповещения в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» - газете «Гражданин»;

- размещения постановления и оповещения на официальном сайте администрации;

- размещения оповещения на информационных стендах.

2.3. Организатор в срок не более 2 рабочих дней после опубликования оповещения в газете «Гражданин» направляет заявку в МКУ «Центр информационно-коммуникационных технологий» (далее - МКУ «ЦИКТ») для размещения Проекта на официальном сайте администрации.

2.4. МКУ «ЦИКТ» размещает Проект на официальном сайте администрации в срок не ранее чем через 7 календарных дней после дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений.

2.5. Участники общественных обсуждений в период размещения Проекта вносят предложения и замечания, касающиеся Проекта:

- через официальный сайт администрации в адрес Организатора;

- путем их направления в письменной форме в адрес Организатора;

- посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции Проекта.

Подпунктами 1-5 пункта 2.9.1 Положения определено, что не рассматриваются следующие замечания и (или) предложения:

1) не содержащие обязательных сведений, указанных в п. 2.7 настоящего Положения;

2) экстремистской направленности;

3) содержащие нецезурные или оскорбительные выражения;

4) не относящиеся к теме опубликованного Проекта;

5) поступившие по истечении установленного срока проведения общественных обсуждений Проекта.

Пунктом 2.11 Положения предусмотрено, что организатор в течение 15 календарных дней после даты окончания приема обращений участников общественных обсуждений с предложениями и замечаниями оформляет протокол с указанием в протоколе определенной данным пунктом информации, а согласно пункту 2.13 Положения организатор в течение 20 календарных дней после даты окончания приема обращений участников общественных обсуждений на основании протокола общественных обсуждений, замечаний и предложений в книге (журнале) учета посетителей экспозиции Проекта готовит заключение с указанием в заключении определенной данным пунктом информации.

По мнению заявителя, из содержания части 9 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что организатор общественных обсуждений - это именно орган местного самоуправления, статус которого отличается от положения его структурного подразделения, либо созданный им коллегиальный совещательный орган, к которому также нельзя отнести структурное подразделение органа местного самоуправления.

Заявитель в обращении указывает, что Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривая возможности для ознакомления с проектом правил благоустройства (изменений в правила) в рамках его общественных обсуждений, во всех случаях говорит о наличии информационных материалов к проекту и необходимости их размещения вместе с проектом для ознакомления участников общественных обсуждений.

 На основании изложенного заявитель считает, что информационные материалы являются обязательным элементом общественных обсуждений, однако Положение не предусматривает размещение информационных материалов вместе с проектом на официальном сайте администрации в рамках процедуры проведения общественных обсуждений, наличие перечня информационных материалов в оповещении о начале общественных обсуждений, и вышеприведенные нормы противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области в той мере, в какой не предусматривают размещение информационных материалов вместе с проектом на официальном сайте администрации и допускают закрепление не всех требуемых сведений в оповещении.

Заявитель отмечает, что в нарушение пункта 2 части 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Положение ограничивает перечень мест размещения информационных стендов, не включая в него места, прямо предписанные Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Заявитель также указывает, что Градостроительным кодексом Российской Федерации к нормотворческой компетенции органов местного самоуправления отнесено урегулирование уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений настоящего Кодекса ряда вопросов, которые не отражены в Положении:

1) Требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений.

2) Порядок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, а также порядок консультирования посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях.

3)  Порядок подготовки протокола общественных обсуждений.

4) Порядок подготовки заключения о результатах общественных обсуждений.

Кроме того, заявитель указывает, что частью 15 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен только один случай отказа в рассмотрении предложений и замечаний, внесенных в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта - это случай выявления факта представления участником общественных обсуждений недостоверных сведений.                                                                                                       Однако пунктом  2.9.1. Положения определены случаи, в которых замечания и (или) предложения участников общественных обсуждений к проекту, к которым относятся поступление замечаний и предложений, не содержащих обязательных сведений, указанных в пункте 2.7 настоящего Положения, экстремистской направленности, содержащих нецезурные или оскорбительные выражения, не относящихся к теме опубликованного Проекта, поступивших по истечении установленного срока проведения общественных обсуждений Проекта, а также случаи выявления факта предоставления участником общественных обсуждений недостоверных сведений не рассматриваются, что является превышением полномочий органа местного самоуправления.      

 Руководствуясь своей правовой позицией и положениями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный Суд признать вышеуказанные нормы Положения, утвержденного Решением № 125, не соответствующими              пункту 1 статьи 1, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4                статьи 15. пункту 3 статьи 59  Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац двадцать первый части 1 статьи 2); к  вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25 части 1  статьи 16); правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (статья 45.1); по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в правила благоустройства территорий, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (часть 5 статьи 28).

В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила благоустройства территории входят в государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в правила благоустройства территорий в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

        Уставом городского округа «Город Калининград» (далее - Устав городского округа)  установлено, что городской Совет депутатов Калининграда является представительным органом местного самоуправления городского округа «Город Калининград», входит в структуру органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» и осуществляет полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  другими федеральными законами, законами Калининградской области, а также настоящим Уставом (пункт 1 статьи 25, пункт 1 статьи 32).

Согласно статье 28 Устава городского округа городской Совет депутатов принимает нормативные и иные правовые акты, которые входят в систему муниципальных правовых актов города Калининграда (подпункт 2 пункта 1).  Городской Совет депутатов Калининграда по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города всеми организациями независимо от формы собственности и гражданами (пункт 3).

        Глава городского округа в пределах своих полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом городского округа, нормативные правовые акты, принятые городским Советом депутатов, председатель городского Совета депутатов подписывает решения городского Совета (подпункт 7 пункта 5 статьи 36, подпункт 2 пункта 2  статьи 44 Устава городского округа).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Датой официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта является дата публикации его полного текста в официальном печатном издании органов местного самоуправления городского округа «Город Калининград» (пункт 5 статьи 28 Устава городского округа).

         Решение № 125 подписано главой городского округа «Город Калининград»  А.Н. Силановым,  председателем городского Совета депутатов Калининграда А.М. Кропоткиным, опубликовано 11 июля 2019 года в газете «Гражданин» № 39 (2100), вступило в силу после его официального опубликования.

         Пунктом 1 Решения № 125 утверждено Положение «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград», которое является его неотъемлемой частью.

       С учётом изложенного можно сделать вывод, что Решение № 125 является нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа «Город Калининград»  и  проверка оспариваемых заявителем норм Положения на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»  определяет, что депутат Калининградской областной Думы  обладает   правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области,  в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Павел Николаевич Федоров, обратившийся  с  запросом в Уставный Суд,  является     депутатом   Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается   соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года № 35.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Обращение отвечает общим требованиям Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области».

Таким   образом,  Уставный Суд считает,  что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение заявителя,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельное положение пункта 1.4, абзац третий пункта 1.6, пункты 1.8,                2.1-2.5, подпункты 1-5 пункта 2.9, пункты 2.11, 2.13  Положения, утвержденного Решением № 125.

            На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,  статьями 83, 84  Уставного закона Калининградской области     «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва    П.Н. Федорова  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения        пункта 1.4, абзаца третьего пункта 1.6, пунктов 1.8,  2.1-2.5, подпунктов 1-5 пункта 2.9.1, пунктов 2.11, 2.13  Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 3 июля 2019 года № 125 «Об утверждении Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1.4, абзаца третьего пункта 1.6, пунктов 1.8, 2.1-2.5, подпунктов 1-5 пункта 2.9.1 пунктов 2.11, 2.13 Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград», утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 3 июля 2019 года № 125 «Об утверждении Положения «О порядке организации и проведения общественных обсуждений по проекту Правил благоустройства территории городского округа «Город Калининград», проекту, предусматривающему внесение изменений в Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград»,  назначить  судью Уставного  Суда   А.В. Кузнецова  судьей -докладчиком по указанному делу.

 

  1. Настоящее определение окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области 

№ 4 – О