236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 07 мая 2018 года №41-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения  депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 5 пункта 9 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области»

 

город  Калининград                                                                     7  мая  2018  года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего –  заместителя председателя Уставного Суда       В.М. Фролова, судьи А.В. Кузнецова,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 6 марта 2018 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва        И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 5 пункта 9 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее - Положение об Агентстве), утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области»   (далее -  Постановление  № 1054) .

Заявитель в своем обращении указывает, что обнаруживается неопределенность  в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункт 5 пункта 9  Положения об Агентстве,  утвержденного Постановлением  № 1054.

Подпунктом 5 пункта 9  Положения об Агентстве,  утвержденного Постановлением  № 1054, установлено, что Агентство организует профессиональную переподготовку, повышение квалификации, а также стажировку мировых судей в установленном законом порядке.

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Конституции  Российской   Федерации (часть 2 статьи 5, статья 10, пункт «о»  статьи 71, пункт «л» части 1 статьи 72, часть 3 статьи 118), Федерального закона   от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской  Федерации» (абзац второй пункта 1 статьи 3), Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (статья 2, часть 4 статьи 5, статья 12,   часть 2   статьи 28),   Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (части 1, 3, 4 статьи 37),  Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (пункт 3 статьи 20.1), Федерального закона от         17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 1), Федерального  закона от 8 января 1998 года № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (подпункт 7 пункта 1 статьи 6),  Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 1 статьи 2, пункт 2 статьи 53), Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42                      «О Правительстве Калининградской области» (статья 2), Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года № 202 «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» (пункт 2       статьи 12, статья 12-2), Закона Калининградской области от 24 марта 1999 года № 129 «О системе исполнительных органов государственной власти Калининградской области» (статья 5) и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от   11 ноября 2003 года      № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

  Заявитель поясняет, что приведенные им нормативные правовые акты Российской Федерации и Калининградской области не устанавливают полномочия Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее - Агентство) по осуществлению организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки мировых судей Калининградской области, которое является органом исполнительной власти Калининградкой области, осуществляющим функции материально - технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, финансового обеспечения их аппарата, обеспечения квалифицированной юридической помощью и не входит в судебную систему.

При таких обстоятельствах, считает заявитель, подпункт 5 пункта 9  Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением № 1054, вступает в противоречие с нормами действующего законодательства, Правительство вышло за пределы своей компетенции, наделив Агентство  полномочием по осуществлению организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки мировых судей Калининградской области.     Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Уставного закона  Калининградской области   «Об Уставном Суде Калининградской области»,  заявитель просит  Уставный Суд признать подпункт 5 пункта 9 Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением № 1054,  не соответствующим  пункту 3 статьи 1,       пунктам 1, 2 статьи 2,  подпунктам 3, 5  пункта 1 статьи 7, пункту 3  статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

         

  1. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (часть 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт 2 пункта 3    статьи 52), Уставным законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (подпункт  2  пункта 3 статьи 4) Уставный Суд Калининградской области  рассматривает  дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области.

 Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 9 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно Уставному закону Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области (пункт 1 статьи 1), по вопросам своей компетенции принимает постановления; постановления Правительства Калининградской области подписываются председателем Правительства Калининградской области или Губернатором Калининградской области в случае непосредственного исполнения обязанностей председателя Правительства Калининградской области, вступают в силу со дня их подписания, если самим постановлением не установлен иной срок и порядок вступления его в силу (пункты 1, 3, 5 статьи 18).

Постановление № 1054  подписано Губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым 25 декабря  2012 года, опубликовано 24 января  2013 года в издании «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области») № 11, вступило в силу с 1 января 2013 года  (пункт 2).

           Постановление № 1054  действует в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 2 февраля 2016 года № 47        «О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054».

  Положение об Агентстве утверждено Постановлением № 1054 и является его неотъемлемой частью.

  Оспариваяемая норма Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением № 1054, действует в первоначальной редакции Постановления.    

  Таким образом,  Постановление № 1054, обладая совокупностью обязательных признаков нормативного правового акта,  является нормативным правовым актом органа государственной власти Калининградской области – Правительства Калининградской области, изданным в пределах предоставленных ему полномочий, и проверка       подпункта 5 пункта 9  Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением № 1054,  на соответствие  Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что депутат Калининградской областной Думы  обладает  правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе  нормативных правовых актов Правительства Калининградской области.

 Ревин Игорь Алексеевич,    обратившийся  с  запросом в Уставный Суд,  является  депутатом   Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается   соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что  обращение исходит от управомоченного лица.

Обращение отвечает общим требованиям Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области». 

Таким   образом,  Уставный Суд считает,  что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение заявителя,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует  ли  Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункт 5 пункта 9 Положения об Агентстве, утвержденного Постановлением № 1054.

            На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,  статьями 83, 84 Уставного закона Калининградской области     «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 5 пункта 9 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года  № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 5 пункта 9 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054 «Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области», назначить судью Уставного Суда А.В. Кузнецова  судьей – докладчиком по указанному делу.

 

  1. Настоящее определение окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№ 41 – О