236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №40-О от 26 июля 2019 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

о принятии к рассмотрению обращения гражданина А. П. Козлова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2.7. статьи 2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений, находящихся на территории МО «Зеленоградский район», и порядок расчета платы за наем служебных помещений государственного и муниципального жилищного фонда», утвержденных Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 29 августа 2011 года № 89 «Об утверждении Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений на территории МО «Зеленоградский район» и порядка расчета платы за наем служебных помещений государственного и муниципального жилищного фонда»

 

город  Калининград                                                                        26 июля  2019 года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего   -   председателя        Ю.М.  Сафонова,              судьи 

В.М. Фролова,

         рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина А.П. Козлова,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области 28 мая 2019 года поступил запрос гражданина Козлова Александра Павловича (далее – заявитель) о соответствии Уставу  (Основному  Закону)   Калининградской  области пункта 2.7. Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений, находящихся на территории МО «Зеленоградский район», и порядок расчета платы за наем служебных помещений государственного и муниципального жилищного фонда (далее – Положение), утвержденных Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 29 августа 2011 года № 89 «Об утверждении Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений на территории МО «Зеленоградский район» и порядка расчета платы за наем служебных помещений государственного и муниципального жилищного фонда» (далее – Решение № 89).

Исходя из структуры текста указанного нормативно-правового акта Положение, утвержденное Решением № 89, состоит из статей, пунктов, подпунктов. Обжалуемый заявителем пункт 2.7. содержится в статье 2 Положения. Таким образом, фактически заявителем оспаривается  пункт 2.7. статьи 2 Положения, утвержденного Решением № 89.

Согласно оспариваемому заявителем пункту 2.7. статьи 2 Положения, служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, приватизации, бронированию, передаче в субаренду.

Заявитель А.П. Козлов является сельским учителем. В связи с исполнением трудовых обязанностей в 2010 году в поселке Дунаевка Зеленоградского района ему предоставлено нежилое помещение по договору найма служебного жилого помещения, которое впоследствии по уверению представителей администрации  Зеленоградского района  должно было быть оформлено в собственность заявителя.

За счет собственных сил и средств, с разрешения собственника жилья, заявителем служебное жилое помещение было реконструировано и капитально отремонтировано. Вместе с тем заявителю отказано в приватизации занимаемого им  служебного помещения со ссылкой на оспариваемую норму Решения № 89.

А.П. Козлов указывает, что на период заключения договора найма служебного жилого помещения, на 1 марта 2010 года, действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», который предусматривал, что педагогические работники образовательных учреждений (в сельской местности) имели право на бесплатную жилую площадь, а также на первоочередное предоставление жилой площади (пункт 5 статьи 55). В настоящее время Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право на предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений, в том числе по договорам социального найма.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено исключение из общего правила, позволяющее собственнику жилья принимать решение о приватизации служебных жилых помещений, находящихся в сельской местности.

Заявитель полагает, что отсутствие в Положении, утвержденном Решением № 89, нормы, аналогичной норме Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ставит его в неравное положение с иными гражданами, проживающими в сельской местности на территории Калининградской области и имеющими возможность приватизировать служебное жилое помещение, и приводит нормативную базу ряда муниципалитетов области, предусматривающих такую возможность.

На этом основании полагает, что пункт 2.7. статьи 2 Положения, утвержденного Решением № 89, не соответствует положениям статьи 15 Устава (Основного Закона)  Калининградской области, согласно которой обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина – основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

         На основании статей 4, 36, 37, 83 Устава (Основного Закона) Калининградской области просит признать пункт 2.7. статьи 2 Положения, утвержденного  Решением № 89,  не соответствующим статьям 15, 59  Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. Согласно части 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной  системе  Российской   Федерации»,  подпункту 2  пункта 3 статьи  52  Устава   (Основного  Закона)  Калининградской  области, подпункту  3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Зеленоградский район», принятым Решением Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 5 июля 2005 года № 86 «О принятии Устава муниципального образования «Зеленоградский район» (далее – Устав) и действовавшим на момент издания Решения № 89, районный Совет депутатов муниципального образования «Зеленоградский район»  является  представительным  органом местного самоуправления (пункт 1 статьи 26); по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Калининградской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 28); глава муниципального образования «Зеленоградский район» является высшим должностным лицом муниципального образования (пункт 1 статьи 33); к полномочиям главы муниципального образования относится подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятых районным Советом депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» (подпункт 3 пункта 1 статьи 34).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 8 Устава к вопросам местного значения отнесено, в том числе обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Решение районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 29 августа 2011 года № 89 «Об утверждении Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений на территории МО «Зеленоградский район» и порядка расчета платы за наем служебных помещений государственного и муниципального жилищного фонда» принято Советом депутатов муниципального образования «Зеленоградский район», подписано главой муниципального образования В. Губаровым и председателем районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» С. Кулаковым, опубликовано 7 сентября 2011 года в издании «Волна» № 70, вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 4 Решения № 89).

Решение № 89 действует в редакции Решения районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 3 апреля 2013 года № 179 «О внесении дополнений в Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений на территории МО «Зеленоградский район» и порядок расчета платы за наем служебных помещений государственного и муниципального жилищного фонда, утвержденное Решением районного Совета депутатов МО «Зеленоградский район» от 29.08.2011 № 89».

Оспариваемый заявителем пункт 2.7. статьи 2 Положения, утвержденного Решением № 89, действует в его первоначальной редакции.

С учетом изложенного, Уставный Суд приходит к выводу, что Решение № 89 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, изданным в пределах полномочий районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район», и проверка его отдельного положения на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Заявителем, направившим запрос в Уставный Суд, выступает гражданин А.П. Козлов.

         Из статьи 83 и пункта 3 статьи 37 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области»  следует, что правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области  нормативных правовых актов органов местного самоуправления обладают граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом; в обращении в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.

Следовательно, обращение гражданина в Уставный Суд является допустимым, если обжалуемый нормативный правовой акт затрагивает непосредственно его права, и данный акт применен или подлежит применению в отношении заявителя в конкретной ситуации.        

         В обращении заявителя  изложено, каким образом пунктом 2.7. статьи 2 Положения, утвержденного Решением № 89, нарушены права заявителя, и представлены копии документов, подтверждающих применение к нему оспариваемой нормы.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что гражданин А.П. Козлов   обладает правом на обращение  в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2.7. статьи 2 Положения, утвержденного Решением № 89.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает что, для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание – обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской пункта 2.7. статьи 2 Положения, утвержденного Решением № 89.

На основании изложенного, руководствуясь  подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,   статьями  83,  84  Уставного закона  Калининградской  области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение гражданина А. П. Козлова о соответствии  Уставу   (Основному  Закону)    Калининградской  области пункта 2.7. статьи 2 Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений, находящихся на территории МО «Зеленоградский район», и порядок расчета платы за наем служебных помещений государственного и муниципального жилищного фонда», утвержденных Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Зеленоградский район» от 29 августа 2011 года № 89 «Об утверждении Положения о порядке предоставления служебных жилых помещений на территории МО «Зеленоградский район» и порядка расчета платы за наем служебных помещений государственного и муниципального жилищного фонда».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М. Фролова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 40–О