236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 24 мая 2017 года №37-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина Ю.М. Тимошенко о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца 5 статьи 6 Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года  № 488 «Об организации проведения на территории Калининградской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных»

 

город  Калининград                                                                     24 мая    2017  года

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего – председателя Ю.М. Сафонова,  судей  А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина Ю.М. Тимошенко,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

                                       установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд 24 марта 2017 года поступило обращение в форме запроса гражданина Тимошенко Юрия Михайловича (далее – заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения статьи 6 Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года  № 488 «Об организации проведения на территории Калининградской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» (далее  - Закон Калининградской области № 488). 24 мая 2017 года поступило дополнение к обращению.

Как следует из обращения,  заявителем оспаривается статья 6 Закона Калининградской области № 488, согласно которой  мероприятиями по отлову и содержанию безнадзорных животных являются:

отлов и транспортировка отловленных безнадзорных животных в пункты содержания;

учет и содержание отловленных безнадзорных животных;

вакцинация, стерилизация (кастрация) отловленных безнадзорных животных;

возврат в места прежнего обитания безнадзорных животных;

умерщвление (эвтаназия), утилизация трупов безнадзорных животных, в части слов «возврат в места прежнего обитания безнадзорных животных».

Фактически заявителем ставится вопрос о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца 5 статьи 6 Закона Калининградской области № 488.

Заявитель указывает, что пунктом 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил С.П. 3.1.7.2627-10  «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 54 «Об утверждении СП 3.1.7.2627-10», определено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания их в специальных приемниках. Заявитель считает, что на территории Калининградской области сложилась неблагоприятная среда обитания, в связи с возвратом безнадзорных животных в места прежнего обитания, что может привести к  возможному распространению бешенства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.

Далее заявитель поясняет, что согласно пункту 2 статьи 2 указанного Закона полномочиями в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают наряду с Российской Федерацией и  субъекты Российской Федерации,  расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере  правовое регулирование (статья 6).

К полномочиям субъектов Российской Федерации  подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, включена организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. По смыслу приведенной нормы федеральный законодатель предусмотрел решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней, путем проведения мероприятий по их отлову и содержанию, что исключает иное правовое регулирование на региональном уровне в названной сфере, в том числе предусматривающее вместо содержания безнадзорных животных их возврат в прежнюю среду обитания.

На этом основании заявитель делает вывод, что законодатель Калининградской области, приняв правовые предписания о возврате безнадзорных животных в прежнюю среду обитания, вышел за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 2, 18 Конституции Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 86  Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области» заявитель просит признать абзац 5 статьи 6 Закона Калининградской области № 488 не соответствующим пункту 1 статьи 7,  пункту 2  статьи 9,  пунктам 3 и 4 статьи 15, пункту 1 статьи 80 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области.

Закон Калининградской области № 488 принят Калининградской областной Думой пятого созыва 26 ноября 2015 года, подписан Губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым   2 декабря 2015 года, опубликован 3 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru  и 16 декабря 2015 года в издании «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области») № 233,  вступил в силу с 1 января 2016 года (статья 12).

Таким образом, обращение заявителя о проверке соответствия абзаца 5 статьи 6  Закона Калининградской области № 488   Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственно Уставному Суду Калининградской области.

 

  1. Согласно статье 83 Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области» правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области обладают, в том числе, граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.

Заявителем, направившим запрос в Уставный Суд, выступает гражданин Ю.М. Тимошенко.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Уставного Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»  в обращении граждан в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.

Из указанных положений   следует, что обращение гражданина в Уставный Суд является допустимым, если обжалуемый нормативный правовой акт затрагивает непосредственно его права и применен или подлежит применению в отношении заявителя в конкретной ситуации.

Заявитель, указывая в обращении на нарушение оспариваемым      абзацем 5 статьи 6 Закона Калининградской области № 488 его  конституционных прав на благоприятную среду обитания, не представил какие-либо документы, подтверждающие факт применения положений оспариваемого правового акта, а также сведения о том, в какой конкретной ситуации применены или подлежат применению в отношении него лично положения данной нормы.

  Таким образом, Уставный  Суд приходит к выводу, что  обращение заявителя не может быть признано исходящим от управомоченного лица.

 

         На основании изложенного и руководствуясь статьями 36, 37,     пунктом 1 статьи 41, подпунктом  5 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Уставного Закона Калининградской области  «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Отказать в  принятии  к  рассмотрению  обращения гражданина Ю.М. Тимошенко о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца 5 статьи 6 Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года  № 488 «Об организации проведения на территории Калининградской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных».

 

  1. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю Ю.М. Тимошенко уплаченной государственной пошлины.

 

  1. Определение Уставного Суда Калининградской области окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 37 – О