236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 13 апреля 2018 года №34-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 5 статьи 20 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ», принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 24 ноября 2016  года № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ»

 город Калининград 13 апреля 2018 года

 Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей

А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

исследовав представленные документы и иные материалы,

 установил:

 1. В Уставный Суд Калининградской области 13 февраля 2018 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы И.А. Ревина (далее – заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 5 статьи 20 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ» (далее – Устав муниципального образования), принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 24 ноября 2016 года № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ» (далее - Решение № 61). 5 апреля 2018 года поступило дополнение к обращению с уточнением правовой позиции заявителя.

Заявителем оспаривается часть 5 статьи 20 Устава муниципального образования, принятого Решением № 61, согласно которой окружной Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия решений.

Заявитель поясняет, что частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) определен круг полномочий представительного органа муниципального образования, которые находятся в его исключительной компетенции. Согласно части 11 указанной статьи иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

По мнению заявителя, окружной Совет депутатов, предусмотрев в части 5 статьи 20 Устава муниципального образования, что окружной Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий порядок принятия решений, необоснованно расширил круг актов, регулирующих вопросы компетенции представительного органа местного самоуправления, и, тем самым, вышел за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем.

Уточняя свою правовую позицию, заявитель указал, что в соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации своей деятельности. Решение, в котором регулируются процедурно-организационные вопросы деятельности представительного органа, именуется регламентом, который не должен противоречить федеральному законодательству и уставу муниципального образования, включать нормативные положения, которые в соответствии с частью 3 статьи 43, частью 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ должны содержаться только в уставе муниципального образования.

При таких обстоятельствах, считает заявитель, часть 5 статьи 20 Устава муниципального образования в оспариваемой им части вступает в противоречие с пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, которым установлено, что порядок принятия муниципальных правовых актов должен определяться уставом муниципального образования.

В обоснование заявленных требований, заявитель приводит нормы Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 5, части 1, 2, 4 статьи 15, пункт «н» части 1 статьи 72, части 2, 5 статьи 76, статья 120), Федерального закона № 131-ФЗ (абзац 22 части 1 статьи 2, статья 4, статья 7, части 2, 3 статьи 43, пункт 6 части 1 статьи 44) и правовые позиции Уставного Суда Калининградской области (Определение от 12 сентября 2017 года № 68-O, Постановление от 14 августа 2017 года № 7-П).

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении и дополнении к нему, требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный Суд признать часть 5 статьи 20 Устава муниципального образования в той части, которая предусматривает, что порядок принятия решений окружного Совета депутатов регулируется его Регламентом, не соответствующей пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Вместе с тем частью 5 статьи 20 Устава муниципального образования предусмотрено, что окружной Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы его организации и деятельности, а также порядок принятия решений, а не «порядок принятия решений окружного Совета депутатов», как указывает заявитель.

Таким образом, предметом обращения заявителя является соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 5 статьи 20 Устава муниципального образования в той части, которая предусматривает, что окружной Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий порядок принятия решений.

 2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Устав муниципального образования «Ладушкинский городской округ» принят Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 24 ноября 2016 года № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ» и является приложением к нему, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской области 22 декабря 2016 года за № RU393050002016001, опубликован 28 декабря 2016 года в газете «Вестник Ладушкина», № 21 (приложение), вступил в силу после его официального опубликования (пункт 4 Решения № 61).

Решение № 61 подписано главой муниципального образования «Ладушкинский городской округ» Т.В. Ковтун.

Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории Ладушкинского городского округа (часть 4 статьи 38).

Таким образом, Устав муниципального образования «Ладушкинский городской округ» принят управомоченным органом местного самоуправления, является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

3. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

И.А. Ревин, обратившийся с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Таким образом, для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения части 5 статьи 20 Устава муниципального образования, принятого Решением № 61.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьями 83, 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил: 

1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 5 статьи 20 Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ», принятого Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 24 ноября 2016 года № 61 «О принятии Устава муниципального образования «Ладушкинский городской округ».

2. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М. Фролова судьей-докладчиком по указанному делу.

 3. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области

№ 34 – О