236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 22 мая 2017 года № 30-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения  депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 28  положения      о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 года № 484 «Об утверждении положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области»

 

город  Калининград                                                                  22 мая  2017  года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                    А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 21 марта 2017 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина Игоря Алексеевича (далее - заявитель). 11 апреля 2017 года заявителем представлено дополнение   к обращению, в котором уточнено  требование к Уставному Суду -  признать не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 28 положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Положение о Министерстве), утвержденного постановлением     Правительства Калининградской области от  19 октября 2016 года № 484  «Об утверждении положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области» (в редакции постановлений Правительства Калининградской области от 29 декабря 2016 года № 632,     от 24 января 2017 года № 13) (далее – Постановление № 484), в той мере, в какой им не урегулирована процедура назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа жилищного надзора – министра регионального контроля (надзора) Калининградской области.

Пунктом 28 Положения о Министерстве, утвержденого Постановлением № 484, установлено, что  Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Калининградской области министр регионального контроля (надзора) Калининградской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Калининградской области.

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Конституции  Российской   Федерации (часть 2 статьи 5, части 1, 2  статьи 15, пункт «а» части 1 статьи 72, части 1, 2, 5 статьи 76), Федерального закона    от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской  Федерации» (абзац второй пункта 1 статьи 3, абзац первый статьи 3.1, пункт 2 статьи 27), Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункт 3 статьи 1, пункт 1 статьи 2, подпункт 3 пункта 1 статьи 7, пункт 3 статьи 43), Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области» (пункт 3 статьи 2) и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что  неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации         от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

Положением о Министерстве, утвержденым Постановлением № 484, указывает заявитель,  предусмотрено, что Министерство является органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление, в том числе  регионального государственного жилищного надзора (подпункт 3 пункта 2), главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности министерства как органа государственного жилищного надзора при осуществлении им государственного жилищного надзора и лицензионного контроля (пункт 8), министерство обладает полномочиями органа исполнительной власти Калининградской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного жилищного надзора     (пункт 20), министр является главным государственным жилищным инспектором Калининградской области (пункт 30).  Жилищным кодексом Российской Федерации определено, что  государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20).

При таких обстаятельствах, считает заявитель, пункт 28 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением № 484, вступает в противоречие с требованиями части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, что недопустимо в силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации.

         Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении,  и требованиями Уставного закона  Калининградской области   «Об Уставном Суде Калининградской области»,  заявитель просит  Уставный Суд признать пункт 28 Положения о Министерстве, утвержденого  Постановлением № 484, в той мере,  в какой им в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством субъекту Российской Федерации по установлению порядка согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа жилищного надзора, не урегулирована процедура назначения на должность и освобождения от должности министра регионального контроля (надзора) Калининградской области, не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пункту 1 статьи 8, пунктам 1, 3 статьи 15, пункту 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

         

  1. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (часть 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт 2 пункта 3    статьи 52), Уставным законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (подпункт  2  пункта 3 статьи 4) Уставный Суд Калининградской области  рассматривает  дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области.

        Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 9 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Согласно Уставному закону Калининградской области от 12 октября 2011 года № 42 «О Правительстве Калининградской области» Правительство Калининградской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Калининградской области (пункт 1 статьи 1), Правительство Калининградской области по вопросам своей компетенции принимает постановления, правовые акты Правительства Калининградской области, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений, постановления Правительства Калининградской области подписываются председателем Правительства Калининградской области или Губернатором Калининградской области в случае непосредственного исполнения обязанностей председателя Правительства Калининградской области, вступают в силу со дня их подписания, если самим постановлением не установлен иной срок и порядок вступления его в силу (пункты 1, 3, 5 статьи 18).

         Постановление № 484 подписано временно исполняющим обязанности Губернатора Калининградской области А.А. Алихановым 19 октября 2016 года, опубликовано 21 декабря 2016 года в издании «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области») № 237, вступило в силу со дня подписания (пункт 3).

Постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2016 года № 632   «О внесении изменения в постановление Правительства Калининградской области от 19 октября  2016 года № 484» (далее – Постановление - № 632) Положение о Министерстве изложено в новой редакции, и оспариваемый пункт  28  Положения о Министерстве действует в настоящее время в редакции Постановления № 632.

Постановление № 632 подписано временно исполняющим обязанности Губернатора Калининградской области А.А. Алихановым 29 декабря 2016 года, опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 декабря 2016 года и  в соответствии с пунктом 2 вступило в силу с 29 декабря 2016 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

        Таким образом, исходя из изложенного, Постановление № 484, обладая совокупностью обязательных признаков нормативного правового акта,  является нормативным правовым актом органа государственной власти Калининградской области – Правительства Калининградской области, изданным в пределах предоставленных ему полномочий, и проверка       пункта 28  Положения о Министерстве, утвержденного      Постановлением № 484,  на соответствие  Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что депутат Калининградской областной Думы  обладает  правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов Правительства Калининградской области.

Ревин  Игорь Алексеевич, обратившийся с запросом в Уставный Суд,  является  депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается   соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что  обращение исходит от управомоченного лица.

Обращение отвечает общим требованиям Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области». 

Таким   образом,  Уставный Суд считает,  что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение заявителя,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует  ли  Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 28 Положения о Министерстве, утвержденого  Постановлением № 484, в той мере,  в какой им не урегулирована процедура назначения на должность и освобождения от должности министра регионального контроля (надзора) Калининградской области.

 

            На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,  статьями 83, 84 Уставного закона Калининградской области     «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 28  положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от  19 октября 2016 года № 484  «Об утверждении положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 28 положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от  19 октября 2016 года № 484 «Об утверждении положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области», назначить      судью Уставного  Суда А.В. Кузнецова  судьей – докладчиком по указанному делу.

 

  1. Настоящее определение окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд

Калининградской области

№ 30 – О