236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 28 апреля 2017 года № 29-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И. А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 16 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи»

 

 

город  Калининград                                                                   28 апреля 2017  года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего – председателя Ю.М. Сафонова,  судей  А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

                                        установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд 1 марта 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И. А. Ревина (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 16 Положения об аппарате мирового судьи (далее – Положение), утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» (далее – Приказ № 101).

Заявителем оспаривается пункт 16 Положения, утвержденного Приказом № 101, согласно которому  мировой судья оценивает результативность деятельности работников аппарата, вносит на рассмотрение руководителя (директора) Агентства предложения о поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности работников аппарата, согласовывает заявления работников аппарата о назначении, об увольнении, предоставлении отпусков.

Заявитель поясняет, что положением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»  закреплено, что мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Законом Калининградской области «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области» только определено, что  компетенция мировых судей и порядок осуществления правосудия устанавливается Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», иными федеральными законами (статья 3).

Кодекс судейской этики,  утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года, содержит нормы, согласно которым судья должен исходить из того, что деятельность по отправлению правосудия является для него приоритетной по отношению к любой другой деятельности, которую он вправе осуществлять в соответствии с законодательством о статусе судей; на протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, которая могла бы поставить под сомнение его независимость и беспристрастность и привести к конфликту интересов (пункты 1 и 3 статьи 5); судья вправе требовать от помощника судьи, секретаря судебного заседания и других работников аппарата суда соблюдения общих принципов служебного поведения государственных гражданских служащих, определенных должностным регламентом, поддержания высокого профессионального уровня, соблюдения надлежащей этики поведения, запретов, ограничений, выполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации (пункт 7 статьи 12).

При таких обстоятельствах заявитель полагает, что пункт 16  Положения, утвержденного Приказом № 101, вступает в противоречие с вышеуказанными требованиями действующего законодательства, что в силу статьи 10,  части 2 статьи 15, частей 1, 2 и 5 статьи 76, части 1 статьи 120 Конституции Российской Федерации недопустимо, и  не может соответствовать Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83, подпунктом 2 пункта 1 статьи 86  Уставного закона № 247 заявитель просит признать пункт 16  Положения, утвержденного Приказом № 101, не соответствующим пункту 2 статьи 1, пункту 1 статьи 2, подпунктам 3, 5, 7 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43, пункту 2 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4 Уставного закона № 247 Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области.

Согласно Положению об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденному Постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года № 1054, Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, финансового обеспечения аппарата мировых судей Калининградской области, а также является уполномоченным органом в области обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной квалифицированной юридической помощью (пункт 1). Агентство возглавляет руководитель (директор) Агентства, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Калининградской области (пункт 11). Руководитель Агентства издает приказы на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, организует и проверяет их исполнение (подпункт 6 пункта 14).

Приказ Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» подписан и. о. руководителя Агентства А.А. Онопко, опубликован 16 декабря 2016 года в газете «Калининградская правда» № 234-235. Вступил в силу с 15 декабря 2016 года с момента его подписания (пункт 4).

Приказом утверждено Положение об аппарате мирового судьи Калининградской области (пункт 1).

Приказ Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи» является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Калининградской области, и его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов государственной власти Калининградской области.

В Уставный Суд с запросом обратился депутат Калининградской областной Думы шестого созыва Игорь Алексеевич Ревин. Полномочия депутата подтверждены удостоверением от 6 октября 2016 года № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные  статьями 37, 38, 38-1  Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению. Заявление оплачено государственной пошлиной.

       Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод – отвечающее требованиям закона обращение,  и основание – обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 16 Положения, утвержденного Приказом № 101.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84  Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И. А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 16 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 16 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года № 101 «Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи», назначить судью В.М. Фролова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Настоящее определение окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 29 – О