236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 28 апреля 2017 года № 28-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению  обращения  депутата Калининградской областной   Думы   шестого созыва    М.Ю. Чесалина  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области  отдельных положений  пункта 2.9 Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 23 января 2013 года № 25 «Об утверждении новой редакции Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград» и Положения «О комиссии по формированию муниципального служебного жилищного фонда и распределению жилых помещений муниципального служебного жилищного фонда городского округа «Город Калининград»

 

город  Калининград                                                                 28  апреля  2017  года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                    А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы   шестого созыва    М.Ю. Чесалина,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд Калининградской области 7 марта 2017 года поступило обращение в      форме     запроса от депутата Калининградской областной   Думы   шестого созыва    М.Ю. Чесалина  (далее – заявитель).     19 апреля 2017 года заявителем представлено дополнение   к обращению, в котором  уточнено  требование к Уставному Суду -  признать не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельные положения абзаца первого, четвертого пункта 2.9 Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград» (далее - Порядок), утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 23 января 2013 года № 25 «Об утверждении новой редакции Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград» и Положения «О комиссии по формированию муниципального служебного жилищного фонда и распределению жилых помещений муниципального служебного жилищного фонда городского округа «Город Калининград» (далее - Решение № 25).

Абзацем первым пункта 2.9 Порядка, утвержденного  Решением № 25, определено, что «Администрация городского округа «Город Калининград»  вправе принимать правовые акты о передаче в собственность граждан в порядке приватизации занимаемых ими служебных жилых помещений при условии, что массив муниципального служебного жилищного фонда будет сохранен, в следующих случаях:».

Заявитель указывает, что юридическая конструкция абзаца первого    пункта 2.9 Порядка, утвержденного    Решением № 25, в части слова «вправе» не соответствует требованиям определенности, приводит к двусмысленности правовой нормы, порождает неоднозначное ее толкование  при применении, что подтвержается правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от  20 апреля 2009 года № 7-П,         от 6 декабря 2011 года №27-П, от 22 апреля 2013 года № 8-П, от 27 июня 2013 года № 15-П), Уставного Суда Калининградской области (Постановление от 6 марта 2014 года № 2-П).

Абзацем четвертым пункта 2.9 Порядка, утвержденного              Решением № 25,  установлено, что «Решение о передаче в собственность в порядке приватизации служебного жилого помещения принимается, если у гражданина и (или) членов его семьи отсутствует в собственности или найме иное жилое помещение на территории Российской Федерации и после передачи служебного жилого помещения в собственность гражданина его обеспеченность общей площадью жилого помещения составит не более нормы предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи.»

По мнению заявителя, абзац четвертый пункта 2.9 Порядка, утвержденного Решением № 25, в части слов «и после передачи служебного жилого помещения в собственность гражданина его обеспеченность общей площадью жилого помещения составит не более нормы предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи» противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Заявитель поясняет, что такое условие передачи в собственность граждан в порядке приватизации занимаемых ими служебных жилых  помещений, полученных ранее на законных основаниях, препятствует их приватизации.

Так, гражданину В.И. Брабандеру, указывает заявитель, решением Центрального районного суда города Калининграда отказано в оформлении в собственность занимаемого им служебного жилья общей площадью           15,7 кв.м. по мотиву превышения нормы предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи.

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит  нормы Конституции    Российской   Федерации (статьи 35, 40, 46, 55,  пункт «к» части 1 статьи 72, части 5, 6 статьи 76), Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 1, части 2, 7 статьи 5, часть 1 статьи 11, статьи 17, 19, 49-58, 60-91), Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (части 1, 4 статьи 7), Устава (Основного Закона) Калининградской области (статья 15, статья 56, пункт 3 статьи 59), Всеобщей декларации прав человека (статья 25), Международного пакта о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 8), а также позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 30 марта 2012 года № 9-П), Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 17 апреля 2013 года № 5-АПГ13-8) и иные решения судов.

Заявитель считает, что оспариваемые положения Порядка, утвержденного  Решением № 25, лишают нанимателей служебных жилых помещений возможности реализовывать конституционное право иметь имущество в собственности и распоряжаться принадлежащим им имуществом (статья 35 Конституции Российской Федерации), противоречат  требованиям статей 1, 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», который гарантирует гражданам право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз и не устанавливает нормы приватизации занимаемой гражданами жилой площади.

Согласно выводам  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по административным делам (Определение  от 17 апреля 2013 года № 5-АПГ13-8), указывает заявитель, ограничение в заключении договора социального найма на жилое помещение по мотиву превышения нормы предоставления площади жилого помещения признано противоречащим положениям статей 1, 13 Жилищого кодекса Российской Федерации, поскольку при изменении режима жилого помещения оформление (заключение) договора социального найма на жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении само по себе не свидетельствует о предоставлении другого жилого помещения и не влечет изменения предмета договора. Оно является по своей сути признанием и подтверждением правомерного пользования и владения гражданином жилым помещением и потому не может быть поставлено в зависимость от норматива предоставления жилого помещения по договору социального найма. Также, анализ положений статей 50 - 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих основания, условия и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, позволяют сделать вывод, что такой критерий как норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, применяется в случае, когда объектом жилищных прав являются жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма из числа свободных жилых помещений, а не уже занятые гражданами на законных основаниях, в том числе в соответствии с нормативами предоставления на момент их вселения в эти жилые помещения.

Исходя из изложенного, заявитель считает оспариваемые положения Порядка, утвержденного Решением № 25, не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 Руководствуясь своей правовой позицией и нормами  Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный Суд  признать абзац первый в части слова  «вправе»,  абзац четвертый в части слов «и после передачи служебного жилого помещения в собственность гражданина его обеспеченность общей площадью жилого помещения составит не более нормы предоставления площади жилого помещения на одного члена   семьи» пункта 2.9 Порядка, утвержденнного Решением № 25,   не соответствующими  пунктам 1, 3, 4 статьи 15, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2.9 Порядка, утвержденного Решением            № 25, уже был предметом рассмотрения Уставного Суда в связи с обращением депутата Калининградской областной  Думы  пятого  созыва В.Т. Султанова. Уставным Судом по данному вопросу принято Постановление от 6 марта  2014 года   № 2-П,  которым установлено, что  Решение № 25  является нормативным правовым актом и его проверка, в том числе и Порядка, утвежденного Решением № 25, подведомственна Уставному Суду.

В  Решение № 25 неоднократно вносились изменения, в настоящее время оно действует в редакции Решения городского Совета депутатов Калининграда от 18 мая 2016 года №136 «О внесении изменений и дополнений в Порядок предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград» и Положение «О комиссии по формированию муниципального служебного жилищного фонда и распределению жилых помещений муниципального служебного жилищного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденные Решением городского Совета депутатов Калининграда от 23.01.2013 № 25 (в редакции Решения от 01.10.2014 № 286)»

Пункт 2.9 Порядка, утвержденного Решением № 25,  действует в редакции Решения  городского Совета депутатов Калининграда от 1 октября 2014 года № 286 «О внесении изменений и дополнений в Порядок предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденный Решением городского Совета депутатов Калининграда от 23.01.2013 № 25», которое было опубликовано 9 октября 2014 года  в газете  «Гражданин» (специальный выпуск), № 42, вступило в силу со дня его официального опубликования. 

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»  определяет, что депутат Калининградской областной Думы  обладает   правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области,  в том числе нормативных правовых актов местного самоуправления.

Чесалин Михаил Юрьевич,    обратившийся  с  запросом в Уставный Суд,  является     депутатом   Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается   соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года № 37.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что  обращение исходит от управомоченного лица.

Обращение отвечает общим требованиям Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области».

Таким   образом,  Уставный Суд считает,  что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение заявителя,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли абзац первый в части слова  «вправе»,  абзац четвертый в части слов «и после передачи служебного жилого помещения в собственность гражданина его обеспеченность общей площадью жилого помещения составит не более нормы предоставления площади жилого помещения на одного члена семьи» пункта 2.9 Порядка, утвержденнного Решением № 25,   Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

            На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,  статьями 83, 84  Уставного закона Калининградской области     «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва    М.Ю. Чесалина  о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений   пункта 2.9 Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 23 января 2013 года № 25    «Об утверждении новой редакции Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград» и Положения «О комиссии по формированию муниципального служебного жилищного фонда и распределению жилых помещений муниципального служебного жилищного фонда городского округа «Город Калининград».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений пункта 2.9 Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград», утвержденного Решением городского Совета депутатов Калининграда от 23 января 2013 года № 25 «Об утверждении новой редакции Порядка предоставления служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа «Город Калининград» и Положения «О комиссии по формированию муниципального служебного жилищного фонда и распределению жилых помещений муниципального служебного жилищного фонда городского округа «Город Калининград», назначить  судью Уставного  Суда   А.В. Кузнецова  судьей – докладчиком по указанному делу.

 

  1. Настоящее определение окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 28 – О