236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №27-О от 15 мая 2019 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области             

 

о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В. Семеновой о толковании пункта 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области

 

город  Калининград                                                                     15 мая  2019 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                    А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В. Семеновой,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 15 марта 2019 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В. Семеновой (далее - заявитель) о толковании части 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Калининградской области от 11 мая 2011 года № 3 «О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области» в Уставе (Основном Законе) Калининградской области нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер. Статьи могут подразделяться на абзацы, именуемые частями, либо на пункты. 

Таким  образом, фактически заявитель просит дать толкование пункта 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Пунктом 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что Правительство Калининградской области наделяет полномочиями по осуществлению соответствующих функций возглавляемые им органы исполнительной власти Калининградской области.

Заявитель указывает, что  Федеральным  законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1 статьи 8).

 Заявитель поясняет, что статьей  4 Закона Калининградской области от 3 июля 2007 года № 151 «О специализированном жилищном фонде Калининградской области» (далее – Закон Калининградской области № 151)  на  Правительство Калининградской области возложена обязанность по принятию решения о приобретении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Калининградской области, в том числе для предоставления детям - сиротам по договорам социального найма, а  согласно статье 5 Закона Калининградской области № 151 специально уполномоченный орган государственной власти области в сфере имущественных отношений Агентство по имуществу Калининградской области  осуществляет  приобретение жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда Калининградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, заключает договоры найма служебных жилых помещений и договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области в порядке, определяемом Правительством Калининградской области. Пунктом 4 Порядка заключения договоров найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Калининградской области, определенным Постановлением Правительства Калининградской области от 6 ноября 2018 года  № 653, от имени Калининградской области по данным договорам выступает Агентство по имуществу Калининградской области (далее – Агентство). Законом Калининградской области от 4 декабря 2018 года № 229 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Агентству предусмотрены на приобретение жилых помещений указанной категории  детей 186719600 рублей, которое является главным распорядителем денежных средств по указанному вопросу, Правительство  Калининградской области этими денежными средствами не вправе распоряжаться. Закон Калининградской области № 151 устанавливает полномочия по приобретению жилых помещений для детей - сирот и лиц из их числа на: принятие решения о приобретении жилого помещения Правительством Калининградской области; приобретение жилого помещения Агентством. При этом из содержания решений Центрального районного суда                         г. Калининграда следует, что Правительство выступает ответчиком в гражданских делах по исковым заявлениям граждан, относящихся к категории детей-сирот и лиц из их числа, о предоставлении жилых помещений, однако полномочия по приобретению жилых помещений для данных лиц исполняло до 1 января 2019 года Министерство социальной политики, а в настоящее время Агентство по имуществу Калининградской области.

Заявитель в обращении делает вывод, что предусмотрены одни и те же полномочия у двух органов исполнительной власти. 

Заявитель также указывает, что Федеральным законом № 159-ФЗ  установлено понятие «предоставление жилого помещения», которое обобщает принятие решения о приобретении и непосредственное приобретение жилого помещения, полномочия по предоставлению жилых помещений осуществляются органом исполнительной власти субъекта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области,  со   статьей 1  Закона Калининградской области от 24 мая 1999 года № 129 «О системе исполнительных органов государственной власти Калининградской области» полномочия по предоставлению жилых помещений детям – сиротам и лицам из их числа должен осуществлять орган власти, наделенный соответствующим полномочием и финансированием, таким органом является Агентство по имуществу Калининградской области.

В связи с этим заявитель считает, что обнаруживается неопределенность в понимании пункта 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области в вопросе полномочия Правительства Калининградской области приобретать жилые помещения в специализированный жилищный фонд Калининградской области для последующего их предоставления по договорам  найма  детям – сиротам при наличии специально уполномоченного органа исполнительной власти (Агентство), который является главным распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на приобретение жилых помещений для детей – сирот, и руководствуясь требованиями Уставного закона «Об Уставном Суде Калининградской области», просит дать толкование            пункта 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области применительно к изложенной позиции в обращении.

 

  1. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (часть 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт 1 пункта 3 статьи 52), Уставным законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (пункт 2 статьи 4) Уставный Суд дает толкование Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Закон Калининградской области от 18 января 1996 года № 30                 «О вступлении в действие Устава (Основного Закона) Калининградской области» (далее – Закон Калининградской области № 30) принят Калининградской областной Думой  28  декабря 1995 года, подписан главой администрации Калининградской области Ю.С.  Маточкиным 18 января 1996 года, опубликован 26 января 1996 года в издании «Янтарный край» № 20, введён в действие по истечении десяти дней со дня его официального опубликования (статья 1 Закона Калининградской области № 30), в настоящее время действует в редакции Уставного закона Калининградской области от 24 декабря 2018 года № 250 «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области».

Таким образом, толкование пункта 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области подведомственно Уставному Суду.

 

  1. Заявителем, направившим обращение в Уставный Суд, выступает депутат Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В. Семенова. Согласно статье 79 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» каждый депутат областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о толковании Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные Уставным законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Таким   образом,  Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение заявителя, и основание - обнаружившаяся неопределенность в понимании  пункта 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 79, пунктом 1 статьи 80  Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Е.В. Семеновой о толковании пункта 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

  1. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области о толковании пункта 4 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области назначить судью Уставного Суда  А.В. Кузнецова судьей – докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 27–О