236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 14 марта 2018 года №23-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина И.А. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 21 Устава муниципального образования «Черняховский городской округ», принятого решением районного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 11 декабря 2015 года № 141 «О принятии Устава муниципального образования «Черняховский городской округ»

 

 

город  Калининград                                                               14 марта  2018  года

 

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судей                   А.В. Кузнецова, В.М. Фролова,

         рассмотрев в судебном заседании результаты предварительного изучения обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

заслушав доклад судьи Ю.М. Сафонова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 15 января 2018 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина Игоря Алексеевича (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 21 Устава муниципального образования «Черняховский городской округ» (далее - Устав), принятого Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 11 декабря 2015 года № 141 «О принятии Устава муниципального образования «Черняховский городской округ» (далее - Решение № 141).

 

Частью 3 статьи 21 Устава, принятого Решением № 141, определено, что окружной Совет депутатов как представительный орган местного самоуправления обладает иными полномочиями, определенными федеральным законодательством, законодательством Калининградской области, настоящим Уставом, а также Регламентом окружного Совета депутатов.

Заявитель в  обращении указал, что в соответствии  с  частью 3 статьи 43  Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень нормативных актов, которыми определяется компетенция представительного органа местного самоуправления:  федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации и устав муниципального образования.

По мнению заявителя, представительный орган местного самоуправления, предусмотрев в части 3 статьи 21 Устава, принятого Решением № 141, что полномочия окружного Совета депутатов определяются также Регламентом окружного Совета депутатов,  необоснованно расширил круг актов, регулирующих вопросы компетенции представительного органа местного самоуправления, и вышел за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем.

При таких обстоятельствах, полагает заявитель, часть 3 статьи 21 Устава в оспариваемой им части вступает в противоречие с требованиями федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Калининградской области,   что  недопустимо в  силу части 2 статьи 5,  частей 1, 2, 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. 

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы  Конституции Российской  Федерации (статья 12, части 1, 2 , 5 статьи 76, часть 2 статьи 130),  Федерального  закона  № 131-ФЗ  (часть  2  статьи 4,  часть 1  статьи 6, часть 4 статьи 7, части 10, 11 статьи 35, часть 3 статьи 43) и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой неопределенность правовой нормы не обеспечивает ее единообразного применения, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит, к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного  Суда  Российской  Федерации  от  11  ноября  2003  года № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

          Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный  Суд  признать часть 3 статьи 21 Устава в той части, которая  предусматривает, что окружной Совет депутатов как представительный орган местного самоуправления обладает иными полномочиями, определенными  «также Регламентом окружного Совета депутатов»  не соответствующей пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Таким образом, исходя из изложенного, заявитель ставит вопрос соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 21 Устава в части слов «также Регламентом окружного Совета депутатов».

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

        Устав муниципального образования «Черняховский городской округ» принят в период действия Устава муниципального образования «Черняховский муниципальный район», принятого Решением районного Совета депутатов Черняховского муниципального района от 31 мая 2010 года № 89 «О принятии Устава муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (далее – Решение № 89).

  Согласно Уставу муниципального образования «Черняховский муниципальный район», принятому Решением № 89, представительный орган – районный Совет депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» и глава муниципального образования  «Черняховский муниципальный район» входят в структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (часть 1 статьи 26).

         В исключительной компетенции районного Совета депутатов находится принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 1 статьи 28).

        Глава Черняховского муниципального района является высшим должностным  лицом  Черняховского  муниципального района (часть 1 статьи 39), подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые районным Советом депутатов (пункт 2 части 1 статьи 40).

       Устав муниципального образования «Черняховский городской округ» принят Решением районного Совета депутатов муниципального образования  «Черняховский муниципальный район» от 11 декабря 2015 года № 141 «О принятии Устава муниципального образования «Черняховский городской округ», зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской области 16 декабря 2015 года № RU393240002015001, опубликован 22 декабря 2015 года в издании «Полюс» (приложение «Официальная информация») в № 104 и вступил в силу с 1 января 2016 года (пункт 4 Решения № 141).   

         Таким образом, Устав муниципального образования «Черняховский городской округ» был принят районным Советом депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» в пределах предоставленных ему в тот период полномочий.

 Решение № 141 подписано главой муниципального образования «Черняховский муниципальный район» О.В. Луцуком.

        Исходя из изложенного, Устав муниципального образования «Черняховский городской округ» является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, принят управомоченным органом местного самоуправления, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.

         Ревин Игорь Алексеевич, обратившийся с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года   № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.

Согласно статье 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение заявителя отвечает критериям допустимости для данной категории дел.

Обращение отвечает общим требованиям статей 37, 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», оплачено государственной пошлиной.

Таким образом, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение заявителя, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли часть 3 статьи 21 Устава, принятого Решением № 141, в части слов «также Регламентом окружного Совета депутатов» Уставу (Основному Закону)  Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьями 83, 84 Уставного  закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 21 Устава муниципального образования «Черняховский городской округ», принятого Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 11 декабря 2015 года № 141 «О принятии Устава муниципального образования «Черняховский городской округ».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда Ю.М. Сафонова судьей - докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд

Калининградской области

№ 23 – О