236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 09 января 2018 года №2-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата  Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 4 статьи 20 Устава муниципального образования «Краснознаменский  городской округ», принятого Решением районного Совета депутатов Краснознаменского муниципального района от 24 ноября 2015 года № 85  «О принятии Устава муниципального образования «Краснознаменский городской округ»

 

город  Калининград                                                               9 января   2018  года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судьи                   А.В. Кузнецова,

         рассмотрев в судебном заседании результаты предварительного изучения обращения  депутата  Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 3 ноября 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина Игоря Алексеевича (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 4 статьи 20 Устава муниципального образования «Краснознаменский городской округ» (далее - Устав), принятого Решением районного Совета депутатов Краснознаменского муниципального района от 24 ноября 2015 года № 85     «О принятии Устава муниципального образования «Краснознаменский городской округ» (далее - Решение № 85).

Частью 4  статьи 20 Устава установлено, что Совет депутатов городского округа как представительный орган местного самоуправления обладает иными полномочиями, определенными федеральным законодательством, законодательством Калининградской области, настоящим Уставом, а также Регламентом представительного органа городского округа.

Заявитель считает, что частью 3 статьи 43 Федерального закона           от 6 октября 2003 года  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлен исчерпывающий перечень нормативных актов, которыми определяется компетенция представительного органа местного самоуправления: федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации и уставы муниципальных образований,  предусмотрев в части 4  статьи 20 Устава положение о том, что полномочия Совета депутатов городского округа определяются также Регламентом представительного органа городского округа, Совет депутатов необоснованно расширил круг актов, регулирующих вопросы компетенции представительного органа местного самоуправления, и вышел за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем.

При таких обстоятельствах, указывает заявитель,  часть  4 статьи 20  Устава в оспариваемой им части вступает в противоречие с требованиями федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Калининградской области,  что недопустимо в силу частей 1, 2, 4  статьи 15 Конституции Российской Федерации.

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Конституции  Российской   Федерации (статья 12, части 1, 2, 5 статьи 76, часть 2 статьи 130), Федерального закона № 131-ФЗ (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, части  10, 11 статьи 35, часть 3 статьи 43) и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что   неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от   11 ноября 2003 года № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Уставного закона  Калининградской области   «Об Уставном Суде Калининградской области»,  заявитель просит  Уставный Суд признать часть 4  статьи 20 Устава в той части, которая предусматривает, что Совет депутатов городского округа как представительный орган местного самоуправления обладает иными полномочиями, определенными также Регламентом представительного органа городского округа, не соответствующей пункту 3 статьи 1,  пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Таким образом, исходя из изложенного,  заявитель ставит вопрос соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области  части  4 статьи 20 Устава в части слов «, а также Регламентом представительного органа городского округа».

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного  Закона)  Калининградской  области, подпунктом  3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район», принятым Решением Краснознаменского окружного Совета депутатов от 14 ноября 2008 № 108   «О принятии Устава муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» и действовавшим на момент принятия            Решения № 85,  представительным органом муниципального района является  районный Совет депутатов Краснознаменского муниципального района, к исключительной компетенции которого относится принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений (часть 1 статьи 25, пункт 1 части 1 статьи 26), глава муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район»  является высшим должностным лицом муниципального образования, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования (часть 1 статьи 34, статья 35).

Устав муниципального образования «Краснознаменский городской округ» принят Решением № 85 и является приложением к нему, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской области 18 декабря 2015 года (№ RU393230002015001), опубликован              24 декабря 2015 года в газете «Красное знамя» № 99  (вкладыш официальный вестник), согласно пункту 4 Решения № 85 вступил в силу после его официального опубликования - 1 января 2016 года и действует в редакции Решения окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 26 апреля 2017 года № 78.

Решение № 85 подписано Главой муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» Т.Н. Максименковой.

Согласно части  2 статьи 45 Устава настоящий  Устав  является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Таким образом, Устав муниципального образования «Краснознаменский городской округ» является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, принят управомоченным органом местного самоуправления, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области  подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.

         Ревин Игорь Алексеевич,    обратившийся  с  запросом в Уставный Суд,  является  депутатом   Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается   соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Согласно статье 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение заявителя отвечает критериям допустимости для данной категории дел.

Обращение отвечает общим требованиям статей  37, 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,  оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  Уставный Суд считает,  что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение заявителя,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует  ли  часть 4 статьи 20  Устава, принятого Решением № 85, в части слов «, а также Регламентом представительного органа городского округа» Уставу (Основному Закону)  Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,  статьями 83, 84    Уставного  закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 4 статьи 20 Устава муниципального образования «Краснознаменский городской округ», принятого Решением районного Совета депутатов Краснознаменского муниципального района от 24 ноября 2015 года № 85  «О принятии Устава муниципального образования «Краснознаменский городской округ».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда А.В. Кузнецова судьей -  докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 2 – О