236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 15 октября 2014 г. № 52-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

О принятии к рассмотрению обращения гражданки Г.П. Полак о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения подпункта «б» пункта 1.4. Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи», утвержденного Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 17 октября 2012 года № 309 «Об утверждении Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи»


город Калининград                                                                          15 октября 2014 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием заявителя - гражданки Г.П. Полак,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданки Г.П. Полак,
заслушав доклад судей Т.А. Карпенко и Г.В. Корнюшенкова, проводивших на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 19 августа 2014 года поступило обращение в форме запроса от гражданки Полак Галины Петровны (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения подпункта «б» пункта 1.4. Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи» (далее - Положение), утвержденного Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 17 октября 2012 года № 309 «Об утверждении Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи» (далее - Решение № 309).
Пунктом 1.4. Положения установлен перечень случаев предоставления гражданам экстренной материальной помощи. В соответствии с подпунктом «б» пункта 1.4. Положения экстренная материальная помощь предоставляется «семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход (среднемесячный доход) которых на дату обращения ниже 1,5 величины прожиточного минимума, установленного Правительством Калининградской области на душу населения, в случае приобретения ими по рецептам врачей и/или заключению медицинского учреждения лекарственных препаратов, в размере фактических расходов, но не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Заявитель указывает, что 15 июля 2014 года она обратилась в Управление социальной поддержки населения комитета по социальной политике администрации городского округа «Город Калининград» о предоставлении экстренной материальной помощи в связи с проведенной операцией.
Однако письмом Управления социальной поддержки населения комитета по социальной политике от 16 июля 2014 года ей было отказано на основании того, что Положением предоставление гражданам экстренной материальной помощи из средств бюджета городского округа в связи с оплатой ими медицинских услуг не предусмотрено.
Как отмечает заявитель, Положением предусмотрена помощь лишь в случаях приобретения лекарственных препаратов, но не в случаях проведения по рекомендации врачей обследования и (или) лечения на платной основе, как указано в Приказе Министерства социальной политики Калининградской области от 30 декабря 2013 года № 378 «О предоставлении срочной адресной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
Заявитель полагает, что в данной части Положение нарушает конституционное право граждан на социальное обеспечение в случае болезни и не соответствует статьям 15, 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Кроме того, усматривая противоречие оспариваемых положений нормативному правовому акту регионального уровня и их несоответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области, заявитель фактически ставит вопрос о дополнении подпункта «б» пункта 1.4. Положения новым основанием оказания экстренной материальной помощи.
Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит признать подпункт «б» пункта 1.4. Положения в части слов «в случае приобретения ими по рецептам врачей и/или заключению медицинского учреждения лекарственных препаратов,» не соответствующим статьям 15, 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
Согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 43, пункт 6 части 1 статьи 44).
В соответствии с Уставом городского округа «Город Калининград» городской Совет депутатов Калининграда является представительным органом местного самоуправления городского округа «Город Калининград» и по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города (пункт1 статьи 32, пункт 1 статьи 40). Глава городского округа в пределах своих полномочий подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом городского округа «Город Калининград», нормативные правовые акты, принятые городским Советом депутатов (подпункт 2 пункта 2 статьи 44).
Решение № 309 принято окружным Советом депутатов города Калининграда 17 октября 2012 года, подписано главой городского округа А.Г. Ярошуком, опубликовано 1 ноября 2012 года в газете «Гражданин» (специальный выпуск) № 46.
Решением № 309 утверждено Положение «О порядке оказания экстренной материальной помощи», которое является приложением к нему и его неотъемлемой частью.
Таким образом, Решение № 309 является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, и проверка его положения, оспариваемого заявителем на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области, подведомственна Уставному Суду.

3. Статья 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области, обладают граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» в обращении граждан в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.
Заявитель в своем обращении изложила каким образом оспариваемым отдельным положением подпункта «б» пункта 1.4. Положения нарушены ее права, представила документ, подтверждающий факт применения Решения № 309 в отношении нее лично.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение исходит от управомоченного лица.
Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращениям в Уставный Суд.
Обращение оплачено государственной пошлиной.
Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения подпункта «б» пункта 1.4. Положения.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Принять к рассмотрению обращение гражданки Г.П. Полак о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения подпункта «б» пункта 1.4. Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи», утвержденного Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 17 октября 2012 года № 309 «Об утверждении Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи».

2. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения подпункта «б» пункта 1.4. Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи», утвержденного Решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 17 октября 2012 года № 309 «Об утверждении Положения «О порядке оказания экстренной материальной помощи», назначить судей Уставного Суда Т.А. Карпенко и Г.В. Корнюшенкова судьями-докладчиками по указанному делу.

3. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.


Уставный Суд
Калининградской области
№ 52-О