236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 29 сентября 2014 г. № 48-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Федорова Павла Николаевича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 5 статьи 45 Устава муниципального образования «Черняховский муниципальный район» и пункта 1.6. Регламента администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район», утвержденного Постановлением администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 20 октября 2010 года № 1050 «О Регламенте администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район»

город Калининград                                                                               29 сентября 2014 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием представителя заявителя - Д.А. Сагитова,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Федорова Павла Николаевича,
заслушав доклад судьи Г.В. Корнюшенкова, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 6 августа 2014 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова (далее - заявитель), который оспаривает часть 5 статьи 45 Устава муниципального образования «Черняховский муниципальный район», принятого Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 31 мая 2010 года № 89 (далее - Устав муниципального образования) и пункт 1.6. Регламента администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район», утвержденного Постановлением администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 20 октября 2010 года № 1050 (далее - Регламент администрации).
Данные положения муниципальных нормативных правовых актов предусматривают, что «в период временного отсутствия главы администрации Черняховского муниципального района, невозможности выполнения главой администрации Черняховского муниципального района своих обязанностей, а также досрочного прекращения его полномочий его полномочия в полном объеме временно исполняет заместитель главы администрации Черняховского муниципального района» (часть 5 статьи 45 Устава муниципального образования) и, что «в случае отсутствия главы администрации или невозможности исполнения им должностных обязанностей его полномочия осуществляет заместитель главы администрации по распоряжению главы администрации» (пункт 1.6. Регламента администрации).
Как указывает в обращении заявитель, из смысла Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) следует, что представительный орган муниципального образования «Черняховский муниципальный район» должен был четко определить порядок формирования администрации муниципального образования и, в том числе, установить порядок, позволяющий определить как срок, в течение которого должно быть принято решение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации, так и дату проведения такого конкурса.
В настоящее время нормативные правовые акты муниципального образования «Черняховский муниципальный район» не позволяют установить срок, в течение которого должен быть назначен конкурс на замещение должности главы администрации и дату проведения такого конкурса.
Устанавливая возможность временного назначения лиц из числа заместителей главы администрации на должность главы администрации, нормативные правовые акты указанного муниципального образования не содержат норм права, которые бы устанавливали предельные сроки временного исполнения обязанностей главы администрации.
Заявитель полагает, что сложившаяся ситуация способствует нарушению прав и законных интересов граждан.
Назначение на должность главы администрации осуществляется Советом депутатов после рассмотрения кандидатур, представленных ему по результатам проведения конкурса (часть 1 статьи 45 Устава муниципального образования). При этом действующие нормативные правовые акты не предъявляют аналогичных требований к должности заместителя главы администрации, один из которых назначается временно исполняющим обязанности главы администрации (часть 5 статьи 45 Устава муниципального образования).
Поскольку предельно допустимый срок временного исполнения обязанностей главы администрации Черняховского муниципального района не установлен, фактическое исполнение длительное время обязанностей главы администрации лицом, которое назначено на данную должность не по результатам проведенного конкурса, является нарушением прав жителей Черняховского муниципального района на формирование органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Также нарушаются права и тех граждан, которые хотят реализовать свое право на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Черняховского муниципального района.
В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 131-ФЗ, Устава (Основного Закона) Калининградской области, а также на Постановление Уставного Суда от 7 мая 2014 года № 4-П в отношении муниципальных нормативных правовых актов муниципального образования «Балтийский муниципальный район».
Заявитель также отмечает, что норма пункта 1.6. Регламента администрации в части слов «по распоряжению главы администрации», связывая возможность временного исполнения обязанностей главы администрации с наличием специального распоряжения главы администрации, не соответствует законодательству и противоречит принципам осуществления местного самоуправления.
Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит Уставный Суд признать часть 5 статьи 45 Устава муниципального образования и пункт 1.6. Регламента администрации в части отсутствия в данных нормах права срока назначения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» и возможности установления даты проведения такого конкурса, либо отсылки на нормы права, устанавливающие такие срок и дату, а также в части наличия оговорки, ставящей возможность заместителя главы администрации приступить к временному исполнению обязанностей главы администрации под условие от наличия соответствующего распоряжения главы администрации, не соответствующими пункту 1 статьи 1, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, пункту 1 статьи 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
Устав муниципального образования «Черняховский муниципальный район» принят Решением районного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 31 мая 2010 года № 89 «О принятии Устава муниципального образования «Черняховский муниципальный район». Решение подписано исполняющим обязанности главы муниципального образования «Черняховский муниципальный район» - исполняющим обязанности председателя районного Совета депутатов муниципального образования «Черняховский муниципальный район» С.А. Щепетильниковым.
Устав муниципального образования зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции России по Калининградской области 8 июня 2010 года, опубликован 11 июня 2010 года в газете «Полюс» № 39.
Регламент администрации, пункт 1.6. которого оспаривается заявителем, утвержден Постановлением администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 20 октября 2010 года № 1050 «О регламенте администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» (далее - Постановление № 1050).
Постановление № 1050 подписано исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» В.А. Фоминым, опубликовано в газете «Полюс» 7 декабря 2010 года № 88. Пунктом 1 Постановления № 1050 утвержден Регламент администрации.
Устав муниципального образования и Постановление № 1050, утвердившее Регламент администрации, являются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Калининградской области.
С учетом изложенного, проверка положений Устава муниципального образования и Регламента администрации, утвержденного Постановлением № 1050, на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

3. В соответствии со статьей 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
Обратившийся с запросом в Уставный Суд П.Н. Федоров является депутатом Калининградской областной Думы пятого созыва.
Таким образом, обращение исходит от управомоченного лица.
Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращениям в Уставный Суд.
Обращение оплачено государственной пошлиной.
Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 5 статьи 45 Устава муниципального образования и пункта 1.6. Регламента администрации.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Федорова Павла Николаевича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 5 статьи 45 Устава муниципального образования «Черняховский муниципальный район» и пункта 1.6. Регламента администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район», утвержденного Постановлением администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 20 октября 2010 года № 1050 «О Регламенте администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район».

2. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 5 статьи 45 Устава муниципального образования «Черняховский муниципальный район» и пункта 1.6. Регламента администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район», утвержденного Постановлением администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» от 20 октября 2010 года № 1050 «О Регламенте администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район», назначить судью Уставного Суда Г.В. Корнюшенкова судьей-докладчиком по указанному делу.

3. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд
Калининградской области № 48 - О