236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 25 марта 2014 г. № 24-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 159 «О передаче имущества в муниципальную собственность МО «Гурьевский городской округ», пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 160 «О ликвидации Храбровского сельского Совета депутатов Гурьевского муниципального района», пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 161 «О ликвидации администрации Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района»

город Калининград                                                                             25 марта 2014 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Ю.А. Кузяева, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина,
заслушав доклад судьи Т.А. Карпенко, проводившей на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:


1. В Уставный Суд Калининградской области 28 января 2014 года поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 159 «О передаче имущества в муниципальную собственность МО «Гурьевский городской округ» (далее - Решение № 159), пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 160 «О ликвидации Храбровского сельского Совета депутатов Гурьевского муниципального района» (далее - Решение № 160), пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 161 «О ликвидации администрации Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района» (далее - Решение № 161). 12 февраля 2014 года заявителем представлено дополнение к обращению.
Оспариваемыми решениями Храбровского сельского Совета депутатов установлено:
- пунктом 1 Решения № 159 - передать недвижимое и движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности МО «Храбровское сельское поселение», в муниципальную собственность МО «Гурьевский городской округ»;
- пунктом 1 Решения № 160 - ликвидировать Храбровский сельский Совет депутатов Гурьевского муниципального района Калининградской области;
- пунктом 1 Решения № 161 - ликвидировать администрацию Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района Калининградской области.
Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», положения Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Гражданский кодекс Российской Федерации, заявитель считает оспариваемые акты нормативными правовыми актами представительного органа Храбровского сельского поселения.
Заявитель указывает, что при реализации Решения Гурьевского районного Совета депутатов от 21 февраля 2013 года № 146 «Об инициативе объединения территорий поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района», а также Решения Гурьевского районного Совета депутатов от 31 мая 2013 года № 172 «О правовых особенностях Закона Калининградской области «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района и организации местного самоуправления на объединенной территории» были нарушены требования Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в части отсутствия официального опубликования решения представительного органа Храбровского сельского поселения об одобрении инициативы Гурьевского районного Совета депутатов об объединении поселений, заблаговременного оповещения населения о месте и времени проведения публичных слушаний по данному вопросу, получения согласия населения Храбровского сельского поселения по его преобразованию путем проведения голосования по вопросу об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района.
По мнению заявителя, пунктом 1 Решения №159, пунктом 1 Решения № 160, пунктом 1 Решения № 161 нарушаются права жителей Храбровского сельского поселения на осуществление местного самоуправления в муниципальном образовании «Храбровское сельское поселение» по принятию решения о преобразовании муниципального образования, осуществляемого в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ.
Заявитель также считает, что Решения № 159, № 160, № 161 изданы Храбровским сельским Советом депутатов не в интересах населения, с нарушением Устава Храбровского сельского поселения и обязанности содействовать в непосредственном осуществлении жителями Храбровского сельского поселения местного самоуправления.
В обоснование своей правовой позиции, заявитель указывает на противоречие оспариваемых норм положениям Конституции Российской Федерации (статьи 2, 3, 12, 15, 18, часть 5 статьи 76 , статьи 130, 131, 132), Федерального закона № 131- ФЗ (статья 1, часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4, часть 4 статьи 7, часть 3 статьи 13, часть 3 статьи 17, часть 2 статьи 33, часть 3 статьи 34, пункт 3 части 16 статьи 35, пункт 12 части 6 статьи 36, пункт 11 части 10 статьи 37, часть 2 статьи 43), Европейской хартии местного самоуправления (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4).
Руководствуясь своей правовой позицией и нормами Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит Уставный Суд признать оспариваемые положения Решения № 159, Решения № 160 и Решения № 161 не соответствующими пункту 1 статьи 1, пунктам 1 и 3 статьи 7, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15, пункту 1 статьи 43, статьям 56, 57, 58, 59, пункту 2 статьи 60 Устава (Основного Закона) Калининградской области и предложить Храбровскому сельскому Совету депутатов, главе Храбровского сельского поселения приостановить действие оспариваемых правовых актов до завершения рассмотрения дела Уставным Судом.

2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.
При разрешении вопроса о том, является ли оспариваемый правовой акт нормативным, судебная практика руководствуется разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Согласно пункту 9 указанного Постановления существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, нормативный правовой характер имеют акты общего действия, адресованные персонально неопределенному кругу лиц, рассчитанные на многократное применение, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, общие правила (Постановление от 17 ноября 1997 года № 17-П).
Федеральным законом № 131-ФЗ (часть 1 статьи 49, часть 1 статьи 50), Уставом Храбровского сельского поселения (подпункт 4 пункта 2 статьи 17, пункт 1 статьи 32, пункт 1 статьи 33) закреплено, что экономическую основу поселения составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права поселения. Органы местного самоуправления поселения от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Калининградской области и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, отнесено к полномочиям сельского Совета депутатов.
В соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ (абзацы первый, второй части 2 статьи 41) органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений данного Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно Уставу Храбровского сельского поселения (пункт 2 статьи 16, пункт 5 статьи 24) представительный орган сельского поселения - Храбровский сельский Совет депутатов, исполнительно-распорядительный орган сельского поселения - администрация Храбровского сельского поселения обладали правами юридического лица в соответствии с федеральным законодательством.
Ликвидация органов местного самоуправления, наделенных правами юридического лица, осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 61-64), Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (статьи 20-22), Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 19.1).
Как указано в преамбуле оспариваемых решений, данные решения приняты в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 131-ФЗ в целях реализации положений Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» (далее - Закон Калининградской области № 229).
Согласно положениям статьи 1 Закона Калининградской области № 229 в результате объединения поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, прекращаются полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления каждого из объединяемых поселений. Поселения утрачивают статус муниципальных образований и в состав территории Гурьевского муниципального района входят один город и территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района, наделено статусом городского округа (Гурьевский городской округ).
Пунктом 1 Решения № 159 в целях реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ (часть 1 статьи 49, часть 1 статьи 50), Закона Калининградской области № 229 муниципальному образованию «Гурьевский городской округ» передано недвижимое и движимое имущество, находящееся в собственности Храбровского сельского поселения, утратившего статус муниципального образования. Определен конкретный исполнитель и дано поручение по подготовке пакета документов, необходимых для осуществления процедуры передачи имущества (пункт 2 Решения № 159).
Решения № 160 и № 161 по своему содержанию определяют конкретные организационно-распорядительные мероприятия, направленные на выполнение требований действующего законодательства по ликвидации органов местного самоуправления Храбровского сельского поселения, обладающих правами юридических лиц.
Оспариваемые Решения № 159, № 160, № 161 рассчитаны на однократное применение, которое исчерпывается их исполнением.
Таким образом, Уставный Суд приходит к выводу, что Решение № 159, Решение № 160, Решение № 161 не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределённого круга лиц, действуют в течение определенного срока, имеют однократное применение, а, следовательно, не обладают совокупностью существенных признаков нормативного правового акта, и проверка их положений, оспариваемых заявителем на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области, не подведомственна Уставному Суду.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 1 статьи 41, подпунктом 2 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 159 «О передаче имущества в муниципальную собственность МО «Гурьевский городской округ», пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 160 «О ликвидации Храбровского сельского Совета депутатов Гурьевского муниципального района», пункта 1 Решения Храбровского сельского Совета депутатов от 20 декабря 2013 года № 161 «О ликвидации администрации Храбровского сельского поселения Гурьевского муниципального района».

2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата депутату Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанину уплаченной государственной пошлины.

3. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 24 - О