236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 16 декабря 2013 г. № 63-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

Об обращении депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Султанова Владимира Тофиковича и Галанина Юрия Петровича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений абзаца второго статьи 2, подпункта 3 пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 10, статьи 12 и главы 4 Закона Калининградской области от 1 июля 2013 года № 241 «Об образовании в Калининградской области»


город Калининград                                                                        16 декабря 2013 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва В.Т. Султанова и Ю.П. Галанина,
заслушав доклад судьи Ю.А. Кузяева, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителей,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 15 октября 2013 года поступило обращение в форме запроса от депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Султанова Владимира Тофиковича и Галанина Юрия Петровича (далее - заявители) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений абзаца второго статьи 2, подпункта 3 пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 10, статьи 12 и главы 4 Закона Калининградской области от 1 июля 2013 года № 241 «Об образовании в Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 241).
Оспариваемыми заявителями положениями Закона Калининградской области № 241 определена структура законодательства Калининградской области в сфере образования (абзац второй статьи 2); установлена компетенция Правительства Калининградской области в сфере обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам в соответствии с нормативами, определяемыми органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования (подпункт 3 пункта 2 статьи 4); органу исполнительной власти Калининградской области, осуществляющему государственное управление в сфере образования, предоставлено право определять нормативы финансирования и нормативные затраты в расчете на одного обучающегося по государственным или муниципальным услугам в сфере образования, финансируемым за счет областного бюджета (пункт 2 статьи 10), а также регулируются вопросы обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом (статья 12) и правового положения педагогических работников (глава 4).
По мнению заявителей, оспариваемые ими положения Закона не отвечают требованиям правовой определенности и противоречат пунктам 1, 4 и 5 статьи 4, пункту 4 статьи 5, подпункту 3 пункта 1 статьи 8, подпункту 15 пункта 3, подпунктам 2 и 3 пункта 6 статьи 28, подпункту 9 пункта 1 статьи 34, пункту 1 статьи 37, подпункту 2 пункта 1, пункту 2 статьи 41, пункту 6 статьи 47, пунктам 1, 2 и 3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Заявители указывают, что согласно Уставу (Основному Закону) Калининградской области законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (пункт 1 статьи 2); в Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина - основная обязанность органов государственной власти Калининградской области, которые в пределах своих полномочий обязаны создавать условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории Калининградской области (пункт 1, 3 и 4 статьи 15).
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, заявители просят Уставный Суд признать положения абзаца второго статьи 2, подпункта 3 пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 10, статьи 12 и главы 4 Закона Калининградской области № 241 не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области.
Закон Калининградской области № 241 был принят Калининградской областной Думой пятого созыва 20 июня 2013 года, подписан Губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым 1 июля 2013 года, опубликован 6 июля 2013 года в официальном издании «Калининградская правда» (вкладыш «Официальный вестник Правительства Калининградской области») № 116 и вступил в силу с 1 сентября 2013 года за исключением подпунктов 3, 6 пункта 2 статьи 4, вступающих в силу 1 января 2014 года (пункт 1 статьи 13).
В соответствии со статьей 36 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям настоящего Закона и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного.
Согласно взаимосвязанным положениям пункта 2 статьи 42, подпункта 3 пункта 1 статьи 65, пункта 1 статьи 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» проверка нормативного акта в порядке уставного судопроизводства допускается, если заявителем оспаривается действующий нормативный акт.
Принимая во внимание указанное, Уставный Суд приходит к выводу, что проверка Уставным Судом соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 3 пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области № 241, вступающего в силу 1 января 2014 года, не допустима.
Уставный Суд также отмечает, что заявители фактически усматривают несоответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений статьи 12 и главы 4 Закона Калининградской области № 241 в том, что в указанных положениях отсутствуют нормы, устанавливающие компетенцию образовательных организаций в сфере охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и регулирующих рабочее время педагогических работников.
Таким образом, в этой части обращения заявители фактически ставят вопрос о дополнении Закона Калининградской области № 241 соответствующими нормами, что к компетенции Уставного Суда не относится.
На основании изложенного, Уставный Суд приходит к выводу, что обращение депутатов В.Т. Султанова и Ю.П. Галанина в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений подпункта 3 пункта 2 статьи 4, статьи 12 и главы 4 Закона Калининградской области № 241 не отвечает требованиям Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», в соответствии с которыми обращение в Уставный Суд признается допустимым, и не может быть принято к рассмотрению.

3. В соответствии со статьей 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области.
Обратившиеся с запросом в Уставный Суд В.Т. Султанов и Ю.П. Галанин, являются депутатами Калининградской областной Думы пятого созыва.
Таким образом, обращение исходит от управомоченных лиц.
Заявителями выполнены установленные статьями 37 и 38 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращениям в Уставный Суд.
В соответствии со статьей 38-1 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение оплачено государственной пошлиной.
Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению в части положений абзаца второго статьи 2, пункта 2 статьи 10 Закона Калининградской области № 241 имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия указанных положений Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Принять к рассмотрению обращение депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Султанова Владимира Тофиковича и Галанина Юрия Петровича в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений абзаца второго статьи 2, пункта 2 статьи 10 Закона Калининградской области от 1 июля 2013 года № 241 «Об образовании в Калининградской области».
2. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутатов Калининградской областной Думы пятого созыва Султанова Владимира Тофиковича и Галанина Юрия Петровича в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений подпункта 3 пункта 2 статьи 4, статьи 12 и главы 4 Закона Калининградской области от 1 июля 2013 года № 241 «Об образовании в Калининградской области».
3. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений абзаца второго статьи 2, пункта 2 статьи 10 Закона Калининградской области от 1 июля 2013 года № 241 «Об образовании в Калининградской области» назначить судью Уставного Суда Ю.А. Кузяева судьей-докладчиком по указанному делу.
4. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 63 - О