236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 22 октября 2013 г. № 55-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки Тарасовой Светланы Сергеевны о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории»

 


город Калининград                                                                            22 октября 2013 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданки С.С. Тарасовой,
заслушав доклад судьи Ю.А. Кузяева, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 23 августа 2013 года поступило обращение гражданки Тарасовой Светланы Сергеевны (далее - заявитель) о признании не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» (далее - Закон Калининградской области № 229).
11 сентября 2013 года заявителем представлено дополнение к обращению.
Как следует из обращения и представленных документов Законом Калининградской области № 229 объединены без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района территории Гурьевского городского поселения, Большеисаковского сельского поселения, Добринского сельского поселения, Кутузовского сельского поселения, Луговского сельского поселения, Низовского сельского поселения, Новомосковского сельского поселения, Храбровского сельского поселения и образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района городское поселение наделено статусом городского округа (статья 1); разрешены вопросы полномочий действующих органов местного самоуправления Гурьевского района (статья 2) и признан утратившим силу Закон Калининградской области от 30 июня 2008 года № 254 «Об организации местного самоуправления на территории муниципального образования «Гурьевский городской округ» (статья 3).
Заявитель полагает, что оспариваемый Закон Калининградской области № 229 в нарушение действующего федерального законодательства принят без учета мнения населения соответствующих муниципальных образований. Указывает, что согласно части 7 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района. Мнение населения выявляется путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона № 131-ФЗ.
Заявитель считает, что на территории Гурьевского муниципального района голосование по вопросу его преобразования не проводилось, мнение населения Гурьевского муниципального района, в том числе и мнение заявителя, путем голосования не выявлялось и учтено не было, чем нарушено требование федерального законодательства и право заявителя на участие в осуществлении местного самоуправления.
Заявитель также считает, что наделение статусом городского округа муниципального образования, образованного путем изменения состава территории Гурьевского муниципального района, влечет изменение перечня вопросов местного значения, предусмотренных статьями 14, 15 и 16 Федерального закона № 131-ФЗ, что недопустимо в соответствии с требованиями положений части 1 статьи 18 указанного Федерального закона.
По мнению заявителя, Закон Калининградской области № 229 противоречит положениям Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Согласно статье 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» граждане обладают правом на обращение в Уставный Суд Калининградской области с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области в случае нарушения их прав данным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» в обращении граждан в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.
В Уставный Суд обратилась гражданка С.С. Тарасова, проживающая на территории Гурьевского городского поселения, входящего в состав Гурьевского муниципального района.
Заявитель, оспаривая Закон Калининградской области № 229, связывает нарушение своих прав с тем, что при объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, в том числе Гурьевского городского поселения, и наделении образованного в связи с указанными изменениями муниципального образования статусом городского округа, не было учтено мнение населения и мнение заявителя.
Как следует из обращения, заявитель, не оспаривая право субъекта Российской Федерации (Калининградской области) изменять своим законом статус городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа, ставит под сомнение соблюдение требования части 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ об учете мнения населения при наделении городского поселения, образованного в результате объединения территории Гурьевского городского поселения и семи сельских поселений, статусом городского округа путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 указанного Федерального закона и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение.
Вместе с тем выводы о соблюдении или несоблюдении требований действующего законодательства об учете мнения населения при наделении образованного путем объединения муниципального образования статусом городского округа, могут быть сделаны только в результате установления, исследования и оценки всего комплекса фактических обстоятельств.
В то же время, согласно положениям статьи 5 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей и при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что проверка соответствия оспариваемого Закона Калининградской области № 229 связана в данном случае с установлением фактических обстоятельств о наличии либо отсутствии учета мнения населения, что Уставному Суду неподведомственно и, следовательно, обращение гражданки С.С. Тарасовой не может быть принято к рассмотрению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 5, 37, подпунктом 2 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки Тарасовой Светланы Сергеевны о признании не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории».
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю С.С. Тарасовой уплаченной государственной пошлины.
3. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 55 - О