236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 22 апреля 2013 г. № 13-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина Мурахвера Радия Леонидовича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 11 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан»

город Калининград                                                                              22 апреля 2013 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина Р.Л. Мурахвера,
заслушав доклад судьи Г.В. Корнюшенкова, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

у с т а н о в и л:

1. В Уставный Суд 26 февраля 2013 года поступило обращение гражданина Мурахвера Радия Леонидовича (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 11 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 473), абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан (далее - Порядок), установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Постановление Правительства Калининградской области № 282). 11 марта 2013 года от заявителя поступило дополнение к обращению.
Статьей 11 Закона № 473 (в редакции Закона Калининградской области от 15 февраля 2012 года № 83) установлено, что при наличии у лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям настоящего Закона и федерального законодательства льгота, ежемесячная денежная выплата предоставляется по одному основанию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (абзац первый статьи 11); органы местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий жителей Калининградской области за счет средств местных бюджетов (абзац второй статьи 11).
Абзац первый пункта 26 Порядка, установленного Постановлением № 282 предусматривает, что при наличии у граждан, перечисленных в подпунктах 1-5 пункта 23 Порядка, права на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным Законом Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» либо федеральным законодательством, предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору заявителя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Заявитель указывает, что он является ветераном подразделений особого риска. Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 на него распространяется действие пункта 2 части третьей статьи 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании положений данного Закона ему выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ).
Одновременно он является ветераном военной службы и имеет права и льготы, предоставляемые в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Как указывает заявитель, при его обращении в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о назначении и выплате ЕДВ как ветерану военной службы, достигшему возраста 60 лет, ему было отказано со ссылкой на статью 11 Закона Калининградской области № 473.
Заявитель далее указывает, что согласно статье 23.1 Федерального закона «О ветеранах» если гражданин имеет право на ЕДВ по данному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ЕДВ в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), ему предоставляется одна выплата. Таким образом, как полагает заявитель, федеральное законодательство прямо предусматривает предоставление ЕДВ по нескольким основаниям.
Закон Калининградской области № 473 и Постановление Правительства Калининградской области № 282 не содержат исключения, имеющегося в Федеральном законе и таким образом, по мнению заявителя, не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 2, подпункта 3 пункта 1 статьи 7, пунктов 1,3, 4 статьи 15, статьи 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Заявитель считает, что требования статьи 11 Закона Калининградской области № 473 и абзаца первого пункта 26 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области № 282, ограничивают его права, установленные Федеральным законом «О ветеранах» и существенно снижают уровень защиты его социальных прав, не позволяя получить ЕДВ как ветерану военной службы.
Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит Уставный Суд признать не соответствующими федеральному законодательству и указанным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области статью 11 Закона Калининградской области № 473 и абзац первый пункта 26 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области № 282.

2. Статья 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области, нормативных правовых актов Правительства Калининградской области обладают граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» в обращении граждан в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.
Из взаимосвязанных положений статей 37 и 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» следует, что обращение гражданина в Уставный Суд является допустимым, если обжалуемый нормативный правовой акт затрагивает непосредственно его права, и данный акт применен или подлежит применению в отношении заявителя в конкретной ситуации.
Заявитель просит признать не соответствующей Уставу (Основному Закону) Калининградской области статью 11 Закона Калининградской области № 473 в целом, вместе с тем в своем обращении он фактически оспаривает только положения абзаца первого данной статьи. В обращении не указано какие права заявителя и каким образом нарушаются абзацем вторым статьи 11 Закона Калининградской области № 473.
Заявителем в обращении не указано в какой конкретной ситуации в отношении его лично были применены оспариваемые им положения абзаца первого пункта 26 Порядка, установленного Постановлением Правительства Калининградской области № 282, не представлены документы, подтверждающие факт применения положений данного нормативного правового акта.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца второго статьи 11 Закона Калининградской области № 473 и абзаца первого пункта 26 Порядка, установленного Постановлением Правительства Калининградской области № 282 обращение заявителя не может быть признано исходящим от управомоченного лица.

3. Закон Калининградской области № 473 устанавливает меры социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области.
Согласно статье 1 данного Закона к категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, относятся ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда.
В соответствии с абзацем первым статьи 11 Закона Калининградской области № 473 (в редакции Закона Калининградской области от 15 февраля 2012 года № 83) при наличии у лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям настоящего Закона и федерального законодательства льгота, ежемесячная денежная выплата предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Положения абзаца первого статьи 11 Закона Калининградской области № 473 ранее уже были предметом рассмотрения Уставного Суда по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца первого статьи 11 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан», в связи с обращением гражданина А.К. Потменского.
По указанному делу Уставным Судом вынесено Постановление от 12 декабря 2011 года № 7-П. Данное постановление Уставного Суда Калининградской области и изложенные в нем правовые позиции сохраняют свою силу и применимы к ветеранам военной службы.
Оценивая положения абзаца первого статьи 11 Закона Калининградской области № 473, Уставный Суд пришел к выводу, что, устанавливая для ветеранов, имеющих право на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, предоставление ежемесячной денежной выплаты по одному основанию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, областной законодатель определил правило, аналогичное закрепленному на федеральном уровне, и в данной части абзац первый статьи 11 Закона Калининградской области № 473 не противоречит федеральному законодательству и соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзац первый статьи 11 Закона Калининградской области № 473 Постановлением № 7-П был признан в той мере, в какой он ограничивает по сравнению с федеральным законодательством возможность самостоятельного выбора ветераном труда наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки.
На основании Постановления Уставного Суда Законом Калининградской области от 15 февраля 2012 года № 83 абзац первый статьи 11 Закона Калининградской области № 473 после слов «по одному основанию» был дополнен словами «по выбору гражданина». В части указанных слов, как следует из содержания обращения заявителя, абзац первый статьи 11 Закона Калининградской области № 473 им не оспаривается. Иных изменений и дополнений в абзац первый статьи 11 Закона Калининградской области № 473 не вносилось.
Таким образом, заявитель фактически ставит вопрос о проверке Уставным Судом тех положений абзаца первого статьи 11 Закона Калининградской области № 473, которые уже были предметом его рассмотрения и которые признаны соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области Постановлением Уставного Суда от 12 декабря 2011 года № 7-П, сохраняющим свою силу.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 42 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, в случае если по предмету обращения Уставным Судом ранее было принято решение, в том числе по запросу других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 36, пунктом 1 статьи 41, подпунктами 3 и 5 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75, статьей 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области»

о п р е д е л и л:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина Мурахвера Радия Леонидовича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 11 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан».

2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю Р.Л. Мурахверу уплаченной государственной пошлины.

3. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 13 - О