236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 декабря 2012 г. № 48-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина И.Л. Овчинникова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке, условиях предоставления и размерах социальных выплат отдельным категориям граждан» (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 4 апреля 2012 года № 201)

город Калининград                                                                            26 декабря 2012 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина И.Л. Овчинникова,
заслушав доклад судьи Т.А. Карпенко, проводившей на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

у с т а н о в и л:

1. В Уставный Суд 29 октября 2012 года поступило обращение гражданина Овчинникова Игоря Леонидовича (далее - заявитель). 6 и 15 ноября 2012 года им представлены заявления с приложением дополнительных документов, а также уточнена изложенная в обращении позиция.
Заявителем оспаривается абзац первый пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке, условиях предоставления и размерах социальных выплат отдельным категориям граждан» (далее - Порядок) в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 4 апреля 2012 года № 201. Данным абзацем в соответствии с Законом Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» определены условия предоставления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы.
Как следует из обращения и представленных документов заявитель является ветераном военной службы, участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году и согласно статье 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» получает ежемесячную денежную выплату. В соответствии с Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30 ноября 2007 года (с 55 лет) заявителю была назначена пенсия по старости.
Заявитель указывает, что в 2008 и 2009 годах письмами Министерства социальной политики и труда Калининградской области ему было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как ветерану военной службы.
С учетом принятых Уставным Судом Калининградской области Постановлений от 12 декабря 2011 года № 7-П, от 21 июня 2012 года № 3-П заявитель обращался в адрес Министра социальной политики Калининградской области о назначении второй ЕДВ. Однако, поскольку он получает ЕДВ как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, письмом Министерства социальной политики Калининградской области от 31 августа 2012 года ему было отказано в предоставлении второй ЕДВ как ветерану военной службы. В обоснование отказа сделаны ссылки на статью 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статью 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и статью 11 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области».
Заявитель считает, что оспариваемый им абзац первый пункта 26 Порядка в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 4 апреля 2012 года № 201 подлежит двоякому толкованию, принят Правительством Калининградской области с нарушением части 2 статьи 4, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации и тем самым умаляет права ветеранов и его право на получение второй ЕДВ в соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах». По его мнению, данный пункт, предусматривающий для ветеранов, подвергшихся воздействию радиации, назначение второй ЕДВ, если одна из ЕДВ связана с воздействием радиации, распространяется на все категории ветеранов.
Кроме того заявитель указывает, что в целях устранения двоякого толкования оспариваемых положений и нарушения его прав, необходимо изменить оспариваемые им нормы абзаца первого пункта 26 Порядка в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 4 апреля 2012 года № 201.
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» заявитель просит Уставный Суд признать абзац первый пункта 26 Порядка в редакции Постановления Правительства от 4 апреля 2012 года № 201, не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, статьям 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

2. Уставный Суд рассмотрев представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его обращения к рассмотрению.
Меры социальной поддержки ветеранов труда и приравненных к ним лиц установлены Законом Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (далее - Закон № 473).
Согласно статье 1 данного Закона к категории граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, относятся ветераны военной службы, ветераны государственной службы и ветераны труда.
Ветеранам труда и приравненным к ним лицам (ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы) в качестве меры социальной поддержки предоставляется ежемесячная денежная выплата. При наличии у лиц, указанных в статье 1 Закона № 473, права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям данного Закона и федерального законодательства льгота, ежемесячная денежная выплата предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия назначения и осуществления денежных выплат лицам, указанным в Законе № 473, устанавливает Правительство Калининградской области (статьи 4, 10, 11 Закона № 473).
Во исполнение положений Закона № 473 принято Постановление Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке, условиях предоставления и размерах социальных выплат отдельным категориям граждан», установившее Порядок, положения которого оспаривает заявитель.
Оспариваемыми заявителем нормами пункта 26 Порядка определено, что при наличии у граждан, перечисленных в подпунктах 1-5 пункта 23 Порядка, права на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным Законом Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» либо федеральным законодательством, предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору заявителя, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом в подпунктах 1-5 пункта 23 Порядка указаны лица, поименованные в статье 1 Закона № 473 имеющие право на меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом. Как указано выше к числу этих лиц относятся ветераны труда, ветераны военной службы, ветераны государственной службы.
Таким образом, по своему содержанию оспариваемые заявителем положения абзаца первого пункта 26 Порядка в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 4 апреля 2012 года № 201 не порождают новой нормы права, а воспроизводят положения статьи 11 Закона № 473 (в редакции Закона Калининградской области от 15 февраля 2012 года № 83).
В то же время положения абзаца первого статьи 11 Закона № 473 и абзаца первого пункта 26 Порядка уже были предметом рассмотрения Уставного Суда по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца первого статьи 11 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан» в связи с обращением гражданина А.К. Потменского, являющегося ветераном труда.
По данному делу Уставным Судом вынесено Постановление от 12 декабря 2011 года № 7-П. Данное постановление Уставного Суда Калининградской области и изложенные в нем правовые позиции сохраняют свою силу и применимы к ветеранам военной службы.
Оценивая положения абзаца первого статьи 11 Закона № 473, Уставный Суд пришел к выводу, что, устанавливая для ветеранов, имеющих право на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, предоставление ежемесячной денежной выплаты по одному основанию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, областной законодатель определил правило, аналогичное закрепленному на федеральном уровне, и в данной части абзац первый статьи 11 Закона № 473 не противоречит федеральному законодательству и соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Предусматривая предоставление гражданину (по выбору заявителя) одной ежемесячной денежной выплаты, абзац первый пункта 26 Порядка фактически воспроизводит аналогичные положения пункта 3 статьи 13 и пункта 2 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах» и в данной части положения абзаца первого пункта 26 Порядка не противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Таким образом, в обращении заявителем ставится вопрос, который уже был предметом рассмотрения Уставным Судом и нашел разрешение в принятом постановлении, сохраняющим свою силу, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 43 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» является основанием для отказа в принятии к рассмотрению обращения гражданина И.Л. Овчинникова.
Кроме того, указывая на неоднозначное толкование правоприменителем оспариваемых положений Порядка, заявитель нарушение своих прав фактически усматривает в неправильном в его понимании правоприменителями норм статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах». Считает, что для устранения этой ситуации необходимо внести изменения в действующую редакцию оспариваемых им положений абзаца первого пункта 26 Порядка.
Однако оценка действий правоприменителя не входит в компетенцию Уставного Суда, определенную Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (часть 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (статья 52), Законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (статьи 4,5). При несогласии с принятыми в отношении него правоприменительными решениями заявитель вправе обжаловать их в суде общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством. Согласно пункту 2 статьи 5 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей. Уставный Суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Внесение изменений в нормативный правовой акт является прерогативой органа, его издавшего, и также, в силу указанных положений действующего законодательства, не относится к компетенции Уставного Суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 36, пунктом 1 статьи 41, подпунктом 3 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75, статьей 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области»

о п р е д е л и л:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина Овчинникова Игоря Леонидовича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке, условиях предоставления и размерах социальных выплат отдельным категориям граждан» (в редакции Постановления Правительства Калининградской области от 4 апреля 2012 года № 201).

2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю И.Л. Овчинникову уплаченной государственной пошлины.

3. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 48 - О