236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 19 ноября 2012 г. № 36-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

Об обращении ОАО «КенигАвто» о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 537 «Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области», Положения о Конкурсном агентстве Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 4 февраля 2011 года № 76, Положения о Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года № 20

 


город Калининград                                                                              19 ноября 2012 года


Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием представителя заявителя ОАО «КенигАвто» - Н.Я. Петровой,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения ОАО «КенигАвто» о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 537 «Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области», Положения о Конкурсном агентстве Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 4 февраля 2011 года № 76, Положения о Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года № 20,
заслушав доклад судьи Т.А. Карпенко, проводившей на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

  установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области 26 сентября 2012 года поступило обращение ОАО «КенигАвто» (далее - заявитель).
17 октября 2012 года заявителем представлено уточнение обращения - проверить на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения подпункта 9 пункта 2 статьи 4, пунктов 1, 3 статьи 7 Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 537 «Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 537), подпунктов 3 и 7 пункта 9 Положения о Конкурсном агентстве Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 4 февраля 2011 года № 76 «О Конкурсном агентстве Калининградской области» (далее - Положение о Конкурсном агентстве), подпункта 10 пункта 13 Положения о Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года № 20 «О Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области» (далее - Положение о Министерстве развития инфраструктуры).
В обращении указывается, что ОАО «КенигАвто» подало заявку для участия в открытом конкурсе на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети (далее - Заявка) в соответствии с действующим законодательством, извещением о проведении открытого конкурса, опубликованного 3 мая 2012 года на официальном сайте Конкурсного агентства Калининградской области, и конкурсной документацией.
18 июня 2012 года состоялось вскрытие конвертов с Заявками, 27 июля 2012 года были подведены результаты конкурса, которые отражены в протоколе заседания конкурсной комиссии. Заявка ОАО «КенигАвто» на участие в конкурсе не рассматривалась в связи с тем, что поступила после истечения срока приема заявок.
Заявитель считает, что в конкурсной документации организатора конкурса даются ссылки на нормативные правовые акты регионального законодательства, отдельные положения которых противоречат друг другу, Уставу (Основному Закону) Калининградской области и федеральному законодательству, регламентирующему порядок проведения открытого конкурса на право заключения договора, который регулируется нормами Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ). Согласно данному Федеральному закону (часть 1 статьи 1) в законодательство Российской Федерации о размещении заказов входят сам Федеральный закон № 94-ФЗ и иные федеральные законы, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов. Соответственно субъекты Российской Федерации лишены возможности правового регулирования в области отношений, составляющих предмет регулирования данного закона.
Однако, положения пунктов 1 и 3 статьи 7 Закона Калининградской области № 537, по мнению заявителя, противоречат пункту 11 статьи 35 Федерального закона № 94-ФЗ, поскольку допускают возможность заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети фактически без проведения конкурса.
Ссылаясь на подпункт 9 пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области № 537 и Положение о Конкурсном агентстве заявитель считает, что разработка конкурсной документации является одновременно как компетенцией Конкурсного агентства, так и Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, что противоречит пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 94-ФЗ, которым определено, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Подпункты 3 и 7 пункта 9 Положения о Конкурсном агентстве, определяющие функции Конкурсного агентства как организатора конкурса, по мнению заявителя, противоречат части 8 статьи 26 Федерального закона № 94-ФЗ, которой установлено, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Заявитель также усматривает противоречие в одновременном закреплении функции по заключению договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети в пункте 1 статьи 7 Закона Калининградской области № 537 и пункте 13 Положения о Министерстве развития инфраструктуры.
В обоснование своей позиции по несоответствию оспариваемых норм Уставу (Основному Закону) Калининградской области заявитель ссылается на положения его статей 2, 43, 45, 58, 59.
В судебном заседании представитель ОАО «КенигАвто» Н.Я Петрова уточнила, что оспариваемые заявителем нормы противоречат положениям статей 2, 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении и уточнении к обращению, требованиями Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» заявитель просит Уставный Суд проверить на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения подпункта 9 пункта 2 статьи 4, пунктов 1, 3 статьи 7 Закона Калининградской области № 537, подпунктов 3 и 7 пункта 9 Положения о Конкурсном агентстве и подпункта 10 пункта 13 Положения о Министерстве развития инфраструктуры.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт 2 пункта 3 статьи 52), Законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (подпункты 1, 2 пункта 3 статьи 4) Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области, нормативных правовых актов Правительства Калининградской области.
Закон Калининградской области № 537 принят Калининградской областной Думой четвёртого созыва 23 декабря 2010 года, подписан Губернатором Калининградской области 30 декабря 2010 года, опубликован 15 января 2011 года в издании «Калининградская правда» (вкладыш «Ведомости Правительства Калининградской области») № 4, вступил в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Калининградской области от 4 февраля 2011 года № 76 «О Конкурсном агентстве Калининградской области» подписано Губернатором Калининградской области 4 февраля 2011 года, опубликовано 9 февраля 2011 года в издании «Калининградская правда» (вкладыш «Ведомости Правительства Калининградской области») № 21 и вступило в силу со дня официального опубликования.
Постановление Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года № 20 «О Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области» подписано Губернатором Калининградской области 28 октября 2005 года, опубликовано 28 декабря 2005 года в издании «Российская газета» («Запад России») № 293 и вступило в силу со дня его подписания.
Исходя из содержания, порядка принятия, опубликования и вступления в силу оспариваемых Постановлений Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года № 20 и от 4 февраля 2011 года № 76, данные Постановления являются нормативными правовыми актами Правительства Калининградской области.
Таким образом, проверка оспариваемых заявителем положений подпункта 9 пункта 2 статьи 4, пунктов 1, 3 статьи 7 Закона Калининградской области № 537, подпунктов 3 и 7 пункта 9 Положения о Конкурсном агентстве, подпункта 10 пункта 13 Положения о Министерстве развития инфраструктуры подведомственна Уставному Суду Калининградской области.

3. В соответствии со статья 83 Закона Калининградской области ««Об Уставном Суде Калининградской области» правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области и нормативных правовых актов Правительства Калининградской области обладают в том числе граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом, либо объединения граждан.
В качестве заявителя, направившего обращение в Уставный Суд, выступает открытое акционерное общество «КенигАвто» (ОАО «КенигАвто»). Обращение подписано генеральным директором ОАО «КенигАвто» М.М. Дударевым.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Определениях от 2 марта 2000 года № 38-О; от 1 марта 2001 года № 67-О, следует, что акционерные общества по своей сути являются объединениями - юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34 часть 1 Конституции Российской Федерации) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2 Конституции Российской Федерации). Данные права, таким образом, по своей правовой природе могут принадлежать как физическим лицам (гражданам), так и их объединениям (юридическим лицам), которые, следовательно, вправе реализовать гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на обращение в судебные органы.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», определяющих статус акционерного общества, его права и обязанности, права и обязанности акционеров общества, исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также представленных ОАО «КенигАвто» сведений о составе акционеров, Уставный Суд приходит к выводу, что ОАО «КенигАвто» является объединением граждан и обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов.
При этом, исходя из смысла положений пункта 3 статьи 37, статьи 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», в обращении объединения граждан в защиту своих прав должны содержаться сведения о том, какие права объединения граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.
Заявитель указывает, что основной деятельностью ОАО «КенигАвто» является осуществление внутриобластных перевозок и общество заинтересовано не только в участии в открытом конкурсе, но и в заключении договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети.
Заявитель в обращении и уточнении к нему изложил, в какой конкретной ситуации и каким образом, по его мнению, положениями оспариваемых нормативных правовых актов нарушены права ОАО «КенигАвто», и представил ряд документов, подтверждающих факт применения в отношении ОАО «КенигАвто» оспариваемых положений.
Из данных документов следует, что заявка ОАО «КенигАвто» не рассматривалась в связи с тем, что поступила по истечению срока приема заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем заявителем в обращении оспариваются положения пунктов 1, 3 статьи 7 Закона Калининградской области № 537 , подпункта 10 пункта 13 Положения о Министерстве развития инфраструктуры, регулирующие вопросы заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети по итогам конкурса, которые в силу вышеуказанных обстоятельств к заявителю не применялись.
Из взаимосвязанных положений статей 37, 83, 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» следует, что если объединение граждан обратилось в Уставный Суд в защиту своих прав, не представив необходимых сведений о применении в отношении объединения и его участников норм оспариваемого акта, повлекших нарушение их прав, то данные нормы не могут считаться примененными в конкретной ситуации, и его обращение не является допустимым.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 2 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Принять к рассмотрению обращение ОАО «КенигАвто» в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 9 пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 537 «Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области», подпунктов 3 и 7 пункта 9 Положения о Конкурсном агентстве Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 4 февраля 2011 года № 76 «О Конкурсном агентстве Калининградской области».

2. Отказать в принятии к рассмотрению обращения ОАО «КенигАвто» в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1, 3 статьи 7 Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 537 «Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области», подпункта 10 пункта 13 Положения о Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 28 октября 2005 года № 20 «О Министерстве развития инфраструктуры Калининградской области».

3. Для подготовки дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных положений Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 537 «Об организации транспортного обслуживания населения в Калининградской области», Положения о Конкурсном агентстве Калининградской области, утверждённого Постановлением Правительства Калининградской области от 4 февраля 2011 года № 76 назначить судью Уставного Суда Т.А. Карпенко судьей - докладчиком по указанному делу.

4. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Уставный Суд
Калининградской области
№ 36 - О