236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 12 марта 2012 г. № 8 - О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

Об обращении гражданина И.Л. Овчинникова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 ноября 2007 года № 185) и пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543)

город Калининград                                                                            12 марта 2012 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
с участием заявителя - гражданина И.Л. Овчинникова,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения заявителя о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 ноября 2007 года № 185) и пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543),
заслушав доклад судьи Т.А. Карпенко, проводившей на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 11 января 2012 года поступило обращение гражданина Овчинникова Игоря Леонидовича (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 ноября 2007 года № 185) (далее - Закон № 473 в редакции от 2 ноября 2007 года) и пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543) (далее - Закон № 473 в редакции от 30 декабря 2010 года). 16 января 2012 года заявителем представлено дополнение к обращению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 2 ноября 2007 года лица, которым на основании статей 5, 6 Федерального закона «О ветеранах» до 1 июля 2006 года присвоено соответственно звание «Ветеран военной службы», «Ветеран государственной службы», по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», приобретают право на меры социальной поддержки, установленные пунктом 1 данной статьи для ветеранов труда.
Пунктом 2 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 30 декабря 2010 года установлено, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, а также ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы право на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 данной статьи предоставляется при достижении возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Как следует из обращения и представленных документов, гражданин И.Л. Овчинников, 1952 года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году. В соответствии с Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 30 ноября 2007 года (с 55 лет) заявителю была назначена пенсия по старости, с 15 апреля 1998 года присвоена категория «Ветеран военной службы» (удостоверение серии Е № 906744).
Заявитель указывает, что в декабре 2008 года Департамент методологии и организации социальной поддержки населения Министерства социальной политики и труда Калининградской области и в апреле 2009 года Министерство социальной политики и труда Калининградской области, ссылаясь на пункт 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», отказали ему в назначении ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как ветерану военной службы. При этом разъяснили, что реализовать свое право на получение ЕДВ И.Л. Овчинников, как ветеран военной службы, сможет по достижении возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно 60-ти лет, и при условии отказа от получения ЕДВ, предусмотренной статьей 27.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Заявитель считает, что законодателем в оспариваемых им положениях Закона № 473 нарушено равенство перед законом ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы по отношению к ветеранам труда, созданы неравные возможности для разных категорий ветеранов. Согласно пункту 1 статьи 4 указанного Закона ветеранам труда ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) предоставляется после установления пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако данный Федеральный закон в соответствии со статьями 7, 27, 28 предусматривает разный возраст выхода на пенсию. А ветеран военной службы и ветеран государственной службы согласно оспариваемым положениям Закона № 473 получают право на ЕДВ только при достижении возраста, указанного в статье 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Заявитель поясняет, что согласно статье 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, принимавшим в 1988-1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на пять лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
По мнению заявителя, до 31 декабря 2004 года в пунктах 2, 4 статьи 22, пункте 2 статьи 23 Федерального закона «О ветеранах» было равенство перед законом ветеранов труда и ветеранов военной службы. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ статья 23 утратила силу, а новая редакция статьи 22 все категории ветеранов приравняла к ветеранам труда.
Заявитель считает, что при принятии обжалуемых норм Закона № 473 нарушены положения пункта 2 статьи 4, пункта 2 статьи 19, пункта 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, а также положения указанных федеральных законов и просит Уставный Суд признать пункт 3 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 2 ноября 2007 года и пункт 2 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 30 декабря 2010 года не соответствующими пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, статьям 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В судебном заседании заявитель подтвердил свою правовую позицию и требования к Уставному Суду, изложенные в обращении в полном объеме.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (часть 1 статьи 27), Уставом (Основным Законом) Калининградской области (подпункт 2 пункта 3 статьи 52), Законом Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (подпункт 1 пункта 3 статьи 4) Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области.
Закон Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» принят Калининградской областной Думой третьего созыва 2 декабря 2004 года, подписан главой администрации (губернатором) Калининградской области В.Г. Егоровым 16 декабря 2004 года, опубликован 23 декабря 2004 года в «Российской газете» (приложение «Запад России») № 284, вступил в силу с 1 января 2005 года и в настоящее время действует в редакции Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543.
Заявитель оспаривает пункт 3 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 2 ноября 2007 года и пункт 2 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 30 декабря 2010 года.
В соответствии с Законом Калининградской области от 17 июня 2009 года № 353 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», вступившим в силу с 29 июня 2009 года, статья 4 была исключена.
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 3 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 2 ноября 2007 года утратил силу до начала рассмотрения дела в судебном заседании Уставного Суда Калининградской области.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 42, подпункту 3 пункта 1 статьи 65 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» в случае, если акт, легитимность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного Суда, производство по делу может быть прекращено.
Из содержания взаимосвязанных положений статей 4, 38, 42, 65 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» следует, что предметом рассмотрения в уставном судопроизводстве могут являться только действующие нормативные правовые акты или их отдельные части. Нормы, которые отменены или утратили силу, не могут быть предметом судебного рассмотрения.
Законом Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», вступившим в силу с 26 января 2011 года, была введена статья 4 в новой редакции, пункт 2 которой оспаривается заявителем и действует в настоящее время.
Таким образом, оспариваемый заявителем пункт 2 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 30 декабря 2010 года является действующим и его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

3. Согласно статье 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области обладают в том числе граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.
Заявитель в обращении указал, в какой конкретной ситуации и каким образом оспариваемыми нормами Закона № 473 нарушены его права, представил документы, подтверждающие применение в отношении его лично положений оспариваемого правового акта.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что в соответствии со статьей 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» гражданин И.Л. Овчинников обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о проверке соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 4 Закона № 473 в редакции от 30 декабря 2010 года.
Согласно пункту 1 статьи 84 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение заявителя отвечает критериям допустимости для данной категории дел.
Обращение оплачено государственной пошлиной.
Таким образом, для принятия обращения в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543) к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение гражданина И.Л. Овчинникова, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли указанные положения Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 2 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Принять к рассмотрению обращение гражданина И.Л. Овчинникова в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 30 декабря 2010 года № 543).

2. Отказать в принятии обращения гражданина И.Л. Овчинникова в части проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 2 ноября 2007 года № 185).

3. Для подготовки дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» назначить судью Уставного Суда Т.А. Карпенко судьей - докладчиком по указанному делу.

4. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.


Уставный Суд
Калининградской области
№ 8 - О