236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26 февраля 2015 года № 12-О

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

 О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 7 статьи 33 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район», утвержденного Решением окружного Совета депутатов Славского городского округа от 14 ноября 2008 года № 156, пункта 2.7. Положения об администрации муниципального образования «Славский муниципальный район», утвержденного Решением районного Совета депутатов Славского муниципального района от 3 сентября 2009 года   № 96

 

город Калининград                                                                     26 февраля 2015 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова,

заслушав доклад судьи Ю.А. Кузяева, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

1. 29 декабря 2014 года в Уставный Суд Калининградской области поступило обращение в форме запроса от депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Федорова Павла Николаевича (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 7 статьи 33 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район», принятого Решением окружного Совета депутатов Славского городского округа от 14 ноября 2008 года № 156 (далее - Устав муниципального образования), пункта 2.7. Положения об администрации муниципального образования «Славский муниципальный район», утвержденного Решением районного Совета депутатов Славского района     от 3 сентября 2009 года № 96 (далее - Положение об администрации).

   Положения указанных выше муниципальных нормативных правовых актов предусматривают, что «в случае отсутствия главы администрации района, невозможности выполнения им своих обязанностей, досрочного прекращения им своих полномочий его обязанности временно исполняет заместитель главы администрации района» (часть 7 статьи 33 Устава муниципального образования). Аналогичное по смыслу положение закреплено и в пункте 2.7. Положения об администрации.

  В своем обращении заявитель указал, что в соответствии с требованиями части 3 статьи 34, частями 1, 5 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы такого органа местного самоуправления как местная администрация устанавливается представительным органом муниципального образования.

По мнению заявителя, представительный орган муниципального образования «Славский муниципальный район» должен был четко определить порядок формирования администрации муниципального образования и, в том числе, установить порядок, позволяющий определить как срок, в течение которого должно быть принято решение о проведении конкурса на замещение должности главы администрации, так и дату проведения такого конкурса.

В настоящее время нормативные правовые акты муниципального образования «Славский муниципальный район» не позволяют определить срок, в течение которого должен быть назначен конкурс на замещение должности главы администрации и дату проведения такого конкурса.

Устанавливая возможность временного назначения лиц из числа должностных лиц администрации на должность главы администрации, нормативные правовые акты «Славского муниципального района» не содержат норм права, которые бы устанавливали предельные сроки временного исполнения обязанностей главы администрации.

Заявитель полагает, что сложившаяся ситуация способствует нарушению прав и законных интересов граждан. Поскольку предельно допустимый срок временного исполнения обязанностей главы администрации Славского муниципального района не установлен, фактическое исполнение обязанностей главы администрации лицом, которое назначено на данную должность не по результатам проведенного конкурса длительное время, является нарушением прав жителей Славского муниципального района на формирование органа местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. В сложившейся ситуации, по мнению заявителя, также нарушаются и права тех граждан, которые хотят реализовать свое право на участие в конкурсе на замещение должности главы администрации Славского муниципального района.

В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на нормы Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 131-ФЗ, Устава (Основного Закона) Калининградской области, а также на Постановления Уставного Суда от 7 мая 2014 года № 4-П, от 18 ноября    2014 года № 7-П, от 15 декабря 2014 года № 9-П.

Руководствуясь своей правовой позицией, заявитель просит Уставный Суд признать часть 7 статьи 33 Устава муниципального образования и пункт 2.7. Положения об администрации в части отсутствия в данных нормах права срока назначения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования «Славский муниципальный район» и возможности установления даты проведения такого конкурса, либо отсылки на нормы права, устанавливающие такие срок и дату, не соответствующими пункту 1 статьи 1, пунктам 1, 3 и 4 статьи 15, пункту 1 статьи 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

 

2. В соответствии с частью первой статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Устав муниципального образования «Славский муниципальный район»   принят Решением окружного Совета депутатов Славского городского округа от 14 ноября 2008 года № 156 «Об утверждении Устава муниципального образования «Славский муниципальный район», зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции России по Калининградской области 17 декабря 2008 года, опубликован в издании «Славские новости» (вкладыш «Официальный отдел») от 25 декабря 2008 года № 143 , вступил в силу после официального опубликования (статья 57 Устава муниципального образования).

Положение об администрации, пункт 2.7. которого оспаривает заявитель, утверждено Решением районного Совета депутатов Славского муниципального района от 1 сентября 2009 года № 96 «Об утверждении Положения «Об администрации муниципального образования «Славский муниципальный район» (далее - Решение № 96). Решение № 96 подписано главой муниципального образования «Славский муниципальный район»                  А. Мальцевым, опубликовано в издании «Славские новости» (приложение «Официальный вестник) № 106 от 26 сентября 2009 года и вступило в силу со дня его официального опубликования (пункт 2).

Устав муниципального образования и Решение № 96, утвердившее Положение об администрации, являются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Калининградской области.

Проверка положений Устава муниципального образования и Положения об администрации, утвержденного Решением № 96, на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

3. В соответствии со статьей 83 Закона Калининградской области     «Об Уставном Суде Калининградской области» депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Обратившийся с запросом в Уставный Суд П.Н. Федоров является депутатом Калининградской областной Думы пятого созыва.

Таким образом, обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37, 38 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращениям в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Принимая во внимание указанное, Уставный Суд считает, что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее требованиям закона обращение, и основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 7 статьи 33 Устава муниципального образования и пункта 2.7. Положения об администрации.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75, статьей 83, пунктом 1 статьи 84  Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва П.Н. Федорова о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 7 статьи 33 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район», утвержденного Решением окружного Совета депутатов Славского городского округа от 14 ноября 2008 года № 156, пункта 2.7. Положения об администрации муниципального образования «Славский муниципальный район», утвержденного Решением районного Совета депутатов Славского муниципального района от 3 сентября 2009 года № 96.

 

2. Для подготовки к слушанию дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 7 статьи 33 Устава муниципального образования «Славский муниципальный район», утвержденного Решением окружного Совета депутатов Славского городского округа от 14 ноября    2008 года № 156, пункта 2.7. Положения об администрации муниципального образования «Славский муниципальный район», утвержденного Решением районного Совета депутатов Славского муниципального района                    от 3 сентября 2009 года № 96, назначить судью Уставного Суда                Ю.А. Кузяева судьей-докладчиком по указанному делу.

 

3. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

Уставный Суд

Калининградской области                         № 12 - О