236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение от 09 января 2018 года №1-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата  Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 5 статьи 20 Устава муниципального образования «Правдинский городской округ», принятого Решением Правдинского районного Совета депутатов от          7 октября 2015 года № 74 «О принятии Устава муниципального образования «Правдинский городской округ»

 

город  Калининград                                                               9 января   2018  года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - председателя Ю.М. Сафонова, судьи                   А.В. Кузнецова,

         рассмотрев в судебном заседании результаты предварительного изучения обращения  депутата  Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

заслушав доклад судьи А.В. Кузнецова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,      исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:

 

  1. В Уставный Суд 1 ноября 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина Игоря Алексеевича (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 5 статьи 20 Устава муниципального образования «Правдинский городской округ» (далее - Устав), принятого Решением Правдинского районного Совета депутатов от  7 октября 2015 года № 74 «О принятии Устава муниципального образования «Правдинский городской округ» (далее - Решение № 74).

Пунктом 5 статьи 20 Устава установлено, что Совет депутатов городского округа как представительный орган местного самоуправления обладает иными полномочиями, определенными федеральным законодательством, законодательством Калининградской области, настоящим Уставом, а также Регламентом представительного органа городского округа.

Заявитель считает, что частью 3 статьи 43   Федерального закона         от 6 октября 2003 года  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ)  установлен исчерпывающий перечень нормативных актов, которыми определяется компетенция представительного органа местного самоуправления: федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации и уставы муниципальных образований, предусмотрев в пункте 5 статьи 20 Устава положение о том, что полномочия Совета депутатов городского округа определяются также Регламентом представительного округа городского округа, Совет депутатов необоснованно расширил круг актов, регулирующих вопросы компетенции представительного органа местного самоуправления, и вышел за пределы полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах, указывает заявитель,  пункт 5 статьи 20  Устава в оспариваемой им части вступает в противоречие с требованиями федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Калининградской области,  что недопустимо в силу частей 1, 2, 4  статьи 15 Конституции Российской Федерации.

Обосновывая свою правовую позицию, заявитель приводит нормы Конституции  Российской   Федерации (части 1, 2, 5 статьи 76), Федерального закона № 131-ФЗ (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, части  10, 11 статьи 35, часть 3 статьи 43) и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что   неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации  от   11 ноября 2003 года № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).

         Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении, и требованиями Уставного закона  Калининградской области   «Об Уставном Суде Калининградской области»,  заявитель просит  Уставный Суд признать пункт 5 статьи 20 Устава в той части, которая предусматривает, что Совет депутатов городского округа как представительный орган местного самоуправления обладает иными полномочиями, определенными также Регламентом представительного органа городского округа, не соответствующим пункту 3 статьи 1,  пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Таким образом, исходя из изложенного,  завитель ставит вопрос соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области      пункта 5 статьи 20 Устава в части слов «, а также Регламентом представительного органа городского округа».

 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного  Закона)  Калининградской  области, подпунктом  3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Правдинский район», принятым Решением Правдинского районного Совета депутатов от 28 ноября 2012 года № 113 «О принятии Устава муниципального образования «Правдинский район» и действовавшим на момент принятия Решения № 74, представительным органом муниципального района является  районный Совет депутатов муниципального образования «Правдинский район» к исключительной компетенции которого относится принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений (часть 1 статьи 29, пункт 1 части 1 статьи 31), глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального образования, подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые районным Советом депутатов (части 1, 3 статьи 41).

         Устав муниципального образования «Правдинский городской округ» принят Решением № 74 и является приложением к нему, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Калининградской области 9 ноября 2015 года (№ RU393210002015001), опубликован 20 ноября 2015 года в газете «Верный путь» № 45, согласно пункту 4 Решения № 74 вступил в силу после его официального опубликования - 1 января 2016 года и действует в редакции Решения Совета депутатов муниципального образования «Правдинский городской округ»   от 26 апреля 2017  года № 44.

         Решение № 74 подписано 7 октября 2015 года  главой муниципального образования «Правдинский район» В.А.Бакалиным, председателем Правдинского районного Совета депутатов В.В. Апуником.

  Согласно пункту 4 статьи 28 Устава настоящий  Устав  является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории Правдинского городского округа.

         Таким образом, Устав муниципального образования «Правдинский городской округ» является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, принят управомоченным органом местного самоуправления, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области  подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калининградской области.

         Ревин Игорь Алексеевич,    обратившийся  с  запросом в Уставный Суд,  является  депутатом   Калининградской областной Думы шестого созыва, что подтверждается   соответствующим удостоверением от 6 октября 2016 года № 26.

Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Согласно статье 84 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение заявителя отвечает критериям допустимости для данной категории дел.

Обращение отвечает общим требованиям статей  37, 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,  оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  Уставный Суд считает,  что для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение заявителя,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует  ли  пункт 5 статьи 20 Устава, принятого Решением № 74, в части  слов «, а также Регламентом представительного органа городского округа» Уставу (Основному Закону)  Калининградской области.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,  статьями 83, 84    Уставного  закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 5 статьи 20 Устава муниципального образования «Правдинский городской округ», принятого Решением Правдинского районного Совета депутатов от 7 октября 2015 года № 74 «О принятии Устава муниципального образования «Правдинский городской округ».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда  А.В. Кузнецова судьей -   докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

Уставный Суд

Калининградской области 

№ 1 – О