236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

Определение Уставного Суда №113-О от 28 декабря 2018 года.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

 

О принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 4 статьи 27 Устава городского округа «Город Калининград», принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград»

 

 

город  Калининград                                                                      28 декабря  2018  года

 

 

         Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего   -   председателя        Ю.М.  Сафонова,              судей 

А.В. Кузнецова,  В.М. Фролова,

         рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению  обращения депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина,

         заслушав доклад судьи В.М. Фролова, проводившего на основании статьи 40 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,

         исследовав представленные документы и иные материалы,

 

установил:                                  

 

  1. В Уставный Суд 6 ноября 2018 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Ревина Игоря Алексеевича (далее – заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 4 статьи 27 Устава городского округа «Город Калининград» (далее – Устав городского округа), принятого Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград» (далее – Решение № 257).

Как следует из обращения,  заявителем оспаривается пункт 4 статьи 27 Устава городского округа, согласно которому  первый заместитель главы администрации городского округа «Город Калининград», заместители главы администрации городского округа «Город Калининград» предлагаются на должность главой городского округа «Город Калининград» с последующим утверждением городским Советом депутатов Калининграда. После утверждения с указанными должностными лицами заключается трудовой договор. В случае неутверждения городским Советом депутатов Калининграда предложенных кандидатур глава городского округа «Город Калининград» обязан в месячный срок предложить другую или прежнюю (не более двух раз) кандидатуру.

По мнению заявителя, указанные положения   пункта 4 статьи 27 Устава городского округа противоречат   абзацу второму статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 и части 6 статьи 16   Федерального    закона от   2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,  поскольку  ограничивают деятельность главы городского округа «Город Калининград» – главы администрации по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе, как нанимателя муниципальных служащих, а также необоснованно наделяют полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган – городской Совет депутатов Калининграда. Также заявитель усматривает в оспариваемом положении Устава городского округа наличие коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктами  «а», «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

         В обоснование своей правовой позиции заявитель ссылается на Конституцию Российской Федерации (статьи 5, 12, 76,  130) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 2 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 7, статьи 43, 44),  Европейскую хартию местного самоуправления.

         Заявитель полагает, что оспариваемое им положение Устава городского округа «Город Калининград» противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и не соответствует пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.  

Руководствуясь своей позицией, изложенной в обращении,  требованиями Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», заявитель просит  Уставный Суд признать пункт 4 статьи 27 Устава городского округа не соответствующим пункту 3 статьи 1, пункту 2 статьи 43, статье 56, пункту 3 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

                 

  1. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», подпунктом 2 пункта 3 статьи  52 Устава  (Основного  Закона)  Калининградской  области, подпунктом  3 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд рассматривает дела о  соответствии  Уставу (Основному Закону)  Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления Калининградской области.

Согласно положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (пункты 1, 2 части 1 статьи 43).

Устав городского округа «Город Калининград» принят Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград» и является приложением к нему.

Решение № 257 подписано главой города Ю.А. Савенко. Устав городского округа зарегистрирован в Управлении Минюста России по Северо-Западному федеральному округу 19 июля 2007 года за № RU393010002007001. Решение № 257 опубликовано 21 июля 2007 года в газете «Гражданин» (специальный выпуск) № 12.

Устав городского округа вступил в силу после его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим Решением установлены иные сроки и порядок вступления в силу, указанные в пунктах 4, 4.1., 4.2., 4.3., 4.4.

В настоящее время Устав городского округа действует в редакции Решения городского Совета депутатов Калининграда от 30 мая 2018 года № 88 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «Город Калининград», утвержденный Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 (в редакции последующих решений)».

Оспариваемый заявителем пункт 4 статьи 27 Устава городского округа действует в редакции Решения окружного Совета депутатов Калининграда от 28 ноября 2012 года № 366 «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «Город Калининград», утвержденный Решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 (в редакции Решений от 24 ноября 2010 года № 314, от 27 апреля 2011 года № 162, от 7 декабря 2011 года № 426, от 4 июля 2012 года № 167)».

Таким образом, Устав городского округа «Город Калининград»  принят управомоченным органом местного самоуправления, является нормативным актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, и проверка его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.

 

  1. Статья 83 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что каждый депутат Калининградской областной Думы обладает правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

И.А. Ревин, обратившийся  с запросом в Уставный Суд, является депутатом Калининградской областной Думы шестого созыва.

       Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу,  что  обращение исходит от управомоченного лица.

Заявителем выполнены установленные статьями 37 и 38 Уставного закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» общие требования, предъявляемые к обращению в Уставный Суд.

Обращение оплачено государственной пошлиной.

Таким   образом,  для принятия обращения к рассмотрению имеются повод - отвечающее  требованиям  закона обращение,  и   основание - обнаружившаяся неопределенность в вопросе соответствия Уставу  (Основному    Закону)   Калининградской области пункта 4 статьи 27 Устава муниципального образования, принятого Решением № 257.

На основании изложенного, руководствуясь  подпунктом 3 пункта 3 статьи 4, статьей 36,  пунктом 1 статьи 41, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 75,   статьями  83,  84  Уставного закона  Калининградской  области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

 

определил:

 

  1. Принять к рассмотрению обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А. Ревина о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 4 статьи 27 Устава городского округа «Город Калининград», принятого решением городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года № 257 «О принятии Устава городского округа «Город Калининград».

 

  1. Для подготовки к слушанию дела назначить судью Уставного Суда В.М. Фролова судьей-докладчиком по указанному делу.

 

  1. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

 

 

 

 

Уставный Суд

                                                                                        Калининградской области

№ 113–О