236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 18 декабря 2007 г. № 35-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области


Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданина Чахвадзе Юрия Варламовича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта «в» пункта 2 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» (в редакции Закона Калининградской области от 25 ноября 2005 года № 684)


город Калининград                                                                          18 декабря 2007 года

 

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Ю.А. Кузяева, судей Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,
с участием заявителя - Ю.В. Чахвадзе,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданина Ю.В. Чахвадзе о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта «в» пункта 2 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» (в редакции Закона Калининградской области от 25 ноября 2005 года № 684),
заслушав доклад судьи Г.В. Корнюшенкова, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,


у с т а н о в и л :

1. В Уставный Суд Калининградской области 23 октября 2007 года поступило обращение от гражданина Чахвадзе Юрия Варламовича (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта «в» пункта 2 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» (в редакции Закона Калининградской области от 25 ноября 2005 года № 684).
30 ноября 2007 года заявителем по запросу Уставного Суда представлены письменные пояснения к обращению, конкретизировано требование, обращенное к Уставному Суду.
Подпунктом «в» пункта 2 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» (в редакции Закона Калининградской области от 25 ноября 2005 года № 684) предусмотрено, что ставки транспортного налога, указанные в пункте 1 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге», применяются для грузовых автомобилей мощностью более 250 л.с., осуществляющих международные перевозки, с коэффициентом 0,7.
По мнению заявителя, являющегося индивидуальным предпринимателем, данная норма в части ее распространения на грузовые автомобили мощностью более 250 л.с. ущемляет его права и права других граждан - предпринимателей Калининградской области, осуществляющих международные перевозки на грузовых автомобилях мощностью менее 250 л.с., на использование предусмотренного для этого вида предпринимательской деятельности коэффициента 0,7 к ставке налога, что противоречит Конституции Российской Федерации, гарантирующей отдельным категориям граждан равные права и возможности, а следовательно противоречит пунктам 1,2 статьи 5 и пунктам 1,2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Также, по мнению заявителя, подпункт «в» пункта 2 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» (в редакции Закона Калининградской области от 25 ноября 2005 года № 684) противоречит пункту 3 статьи 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношений каждой категории транспортных средств. Вместе с тем, как утверждает заявитель, согласно классификации транспортных средств принятой в Правилах Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) грузовые транспортные средства подразделяются на категории по критериям полной массы, а не в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

2. Проверка положений Закона Калининградской области «О транспортном налоге» на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» (часть 1 статьи 27), Уставу (Основному Закону) Калининградской области (пункт 3 статьи 53), Закону Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» (подпункт 1 пункта 3 статьи 4).
Однако, как следует из статьи 36 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, не только определенное Уставным Судом в качестве подведомственного, но и отвечающее всем требованиям настоящего Закона.
Статья 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» определяет, что правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области обладают в том числе граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» в обращении граждан в Уставный Суд в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права указанных граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.
Из указанных положений Закона следует, что обращение гражданина является допустимым, если обжалуемый акт затрагивает его права, данный акт применен или подлежит применению в отношении заявителя в конкретном деле (ситуации).
Как следует из представленных заявителем пояснений и документов гражданин Ю.В. Чахвадзе, являющийся индивидуальным предпринимателем, владельцем грузового автомобиля КАМАЗ 54112 мощностью 210 л.с. нарушение своих прав усматривает в том , что как налогоплательщик, в силу оспариваемых им положений закона он оказался в неравных условиях по применению понижающего коэффициента 0,7 к ставке транспортного налога, что по его мнению противоречит Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15, часть 2 статьи 19) и положениям части второй Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 361).
Однако, по мнению Уставного Суда, данная позиция заявителя и ее правовое обоснование не основаны на нормах действующего законодательства.
Транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии со статьей 356 части второй Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, органы государственной власти Калининградской области вправе самостоятельно определять в законах Калининградской области льготы по уплате транспортного налога для отдельных категорий налогоплательщиков.
Установление подпунктом «в» пункта 2 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» (в редакции Закона Калининградской области от 25 ноября 2005 года № 684) для определенной категории налогоплательщиков понижающего по отношению к общей ставке транспортного налога коэффициента по своему правовому предназначению не может рассматриваться как ухудшающее положение налогоплательщиков, нарушающее права и свободы граждан.
По мнению Уставного Суда также не может рассматриваться как ограничивающее права и свободы налогоплательщиков использование законодателем Калининградской области при определении категории налогоплательщиков, для которой устанавливается понижающий коэффициент к ставке транспортного налога, дополнительной характеристики в виде мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено исключительное применение для указанных целей установленной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) классификации транспортных средств в зависимости от их максимальной массы.
Таким образом, указанная классификация КВТ ЕЭК ООН не препятствует законодателю при определении категории налогоплательщиков транспортного налога использовать иные характеристики, в том числе мощность двигателя транспортного средства, что подтверждается и положениями пункта 1 статьи 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусматривающими, в частности, различные налоговые ставки для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с., свыше 100 л.с. до 150 л.с., свыше 150 л.с. до 200 л.с, свыше 200 л.с. до 250 л.с., и свыше 250 л.с.
Кроме того, из письма Межрайонной налоговой инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области от 18 сентября 2007 года № 18-12/6065 следует, что положения подпункта «в» пункта 2 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» (в редакции Закона Калининградской области от 25 ноября 2005 года № 684) распространяются на грузовые автомобили мощностью более 250 л.с. и в отношении заявителя данные положения непосредственно не применялись.
Обосновывая свое требование, заявитель фактически ставит вопрос о расширении категории налогоплательщиков, в отношении которой законом Калининградской области установлен понижающий коэффициент к ставке транспортного налога. Однако решение этого вопроса не относится к компетенции Уставного Суда Калининградской области, а является исключительной прерогативой законодателя Калининградской области.
С учетом изложенного Уставный Суд приходит к выводу, что обращение гражданина Ю.В. Чахвадзе исходит от неуправомоченного лица, не соответствует критериям допустимости для данной категории дел и не может быть принято Уставным Судом к рассмотрению.


На основании изложенного и руководствуясь статьями 36, 37, пунктом 1 статьи 41, подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75, статьей 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

о п р е д е л и л :

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданина Чахвадзе Юрия Варламовича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта «в» пункта 2 статьи 6 Закона Калининградской области «О транспортном налоге» (в редакции Закона Калининградской области от 25 ноября 2005 года № 684).

2. Согласно положениям статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю Ю.В. Чахвадзе уплаченной государственной пошлины.

3. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

Уставный Суд                
Калининградской области

№ 35 - О