236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 6 декабря 2007 г. № 33-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Уставного Суда Калининградской области

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки А.Э. Власюк о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области и Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 1 Закона Калининградской области от 15 ноября 2006 года № 76 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»

город Калининград                                                                                6 декабря 2007 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Г.В. Корнюшенкова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Ю.А. Кузяева, А.В. Куликова,
рассмотрев в специальном судебном заседании с участием заявителя - гражданки А.Э. Власюк вопрос о принятии к рассмотрению ее обращения о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области и Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 1 Закона Калининградской области от 15 ноября 2006 года № 76 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»,
заслушав доклад судьи Т.А. Карпенко, проводившей на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

у с т а н о в и л:

1. В Уставный Суд 4 октября 2007 года поступило обращение гражданки Айно Эдуардовны Власюк о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 3 статьи 1 Закона Калининградской области от 15 ноября 2006 года № 76 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 76).
10 октября 2007 года представлено дополнение к ранее поступившему обращению, в котором заявитель конкретизирует свою позицию и просит Уставный Суд признать пункт 3 статьи 1 Закона Калининградской области № 76 не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области, его статьям 4, 5, пункту 2 статьи 7 и статьям 52, 53, пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Как указывает заявитель, 9 ноября 2006 года Калининградской областной Думой был принят Закон Калининградской области № 76, который опубликован в газете «Комсомольская правда» в Калининграде» № 173 от 21 ноября 2006 года, и вступил в силу с 1 января 2007 года. Данный Закон пунктом 3 статьи 1 отменил подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 1 статьи 6 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473, а подпункт 7 пункта 1 статьи 6 изложил в редакции: «взамен предоставлявшихся в натуральном виде отдельных мер социальной поддержки ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей». В результате изменены меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Калининградской области, к числу которых относится заявитель.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не предусматривают повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты реабилитированных лиц, а сокращают его, а также нарушают ее права лично как реабилитированного лица тем, что ранее предоставляемые в натуральном виде меры социальной поддержки составляли в денежном выражении сумму в пять раз больше, чем введенная ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей.
В обоснование своей позиции заявитель ссылается на нарушение положений преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, согласно которым при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, вновь устанавливаемые размеры и условия социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В судебном заседании заявитель подтвердила свою правовую позицию и требования, обращенные к Уставному Суду, а также пояснила, что нарушение своих прав она усматривает в недостаточном размере установленной ежемесячной выплаты 1200 рублей, взамен отмененных отдельных мер социальной поддержки, ранее предоставлявшихся в натуральном виде.
2. Меры социальной поддержки лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, лицам, пострадавшим от политических репрессий, установлены статьей 6 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 473).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Калининградской области № 473 размер ежемесячной денежной выплаты лицам, имеющим право на социальную поддержку в соответствии со статьей 6 указанного Закона, индексируется с учетом темпов инфляции законами Калининградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Оспариваемым заявителем пунктом 3 статьи 1 Закона Калининградской области № 76 в статью 6 Закона Калининградской области № 473 внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2007 года.
Взамен отмененных ранее предоставлявшихся в натуральном виде отдельных мер социальной поддержки, установлена ежемесячная денежная выплата, которая составила 1200 рублей.
В пункте 2 статьи 6 Закона Калининградской области № 473 взамен права на бесплатную установку телефона и бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом предоставлено право получать возмещение затрат на вышеуказанные цели.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 37 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» в обращении должны быть указаны позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Из содержания обращения, представленных документов (счета на приобретение лекарств, справки, товарные чеки и т.д.), а также пояснений, данных в судебном заседании, следует, что заявителем фактически оспариваются взаимосвязанные положения пункта 3 статьи 1 Закона Калининградской области № 76, которыми вносятся изменения в пункт 1 статьи 6 Закона Калининградской области № 473.
В отношении оспариваемых положений, которыми вносятся изменения в пункт 2 статьи 6 Закона Калининградской области № 473, правовая позиция и ее обоснование отсутствуют.
3. Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации; расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, регламентация вопросов, связанных с возможностью замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации, является компетенцией законодателя субъекта Российской Федерации. При этом, решая вопросы по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, законодательный орган Калининградской области исходит из имеющегося на эти цели объема финансовых средств.
Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая запрос Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», в своем Определении от 1 декабря 2005 года № 462-О об отказе в принятии к рассмотрению данного обращения сформулировал правовую позицию, согласно которой проверка соответствия федеральному законодательству законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определяющих меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и условия их предоставления, защита прав указанных лиц от возможных нарушений при принятии субъектами Российской Федерации таких актов, а также в процессе их реализации осуществляется судами общей юрисдикции, в полномочия которых входит и оценка достаточности и экономической обоснованности установленных в субъекте Российской Федерации мер социальной поддержки (в том числе при замене их полностью или частично денежными выплатами), эквивалентности этих мер тому объему льгот (в денежном выражении), которые предоставлялись указанным категориям граждан до 1 января 2005 года.
Как следует из материалов дела, решением Калининградского областного суда от 9 февраля 2007 года, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, заявителю было отказано в признании пункта 3 статьи 1 Закона Калининградской области № 76 противоречащим федеральному законодательству.
Согласно положениям статьи 5 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению исключительно по вопросам права, не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и при осуществлении уставного судопроизводства, воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.
В соответствии со статьей 36 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям настоящего Закона и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области взаимосвязанных положений пункта 3 статьи 1 Закона Калининградской области № 76, согласно которым взамен предоставлявшихся в натуральном виде отдельных мер социальной поддержки лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, лицам, пострадавшим от политических репрессий, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей, по сути, означала бы проверку экономической обоснованности решений законодателя, а также необходимость установления и исследования фактических обстоятельств в отношении указанной категории лиц и оценку соразмерности установленной ежемесячной денежной выплаты тому объему мер социальной поддержки (в денежном выражении), которые ранее предоставлялись в натуральном виде. Однако указанная проверка не относится к полномочиям Уставного Суда Калининградской области и, следовательно, разрешение поставленного заявителем вопроса Уставному Суду не подведомственно.
Относительно требования заявителя в части проверки соответствия пункта 3 статьи 1 Закона Калининградской области № 76 статьям 52, 53, пункту 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, то оно также не подведомственно Уставному Суду, поскольку в силу подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 5, статьями 36, 37, подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

о п р е д е л и л:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки А.Э. Власюк о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области и Конституции Российской Федерации положений пункта 3 статьи 1 Закона Калининградской области от 15 ноября 2006 года № 76 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области».

2. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в порядке, установленным законодательством Калининградской области.

 

Уставный Суд                
Калининградской области
№ 33 - О