236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 17 февраля 2014 г. № 6-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Галанина Юрия Петровича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» и приложения к указанному Закону

 

город Калининград                                                                                  17 февраля 2014 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя А.В. Куликова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева,
рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина,
заслушав доклад судьи Ю.А. Кузяева, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предварительное изучение обращения заявителя,
исследовав представленные документы и иные материалы,

установил:

1. В Уставный Суд 16 декабря 2013 года поступило обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Галанина Юрия Петровича (далее - заявитель) о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» (далее - Закон Калининградской области № 229) и приложения к указанному Закону.
10 января и 6 февраля 2014 года заявителем представлены дополнения к обращению.
Статьей 1 Закона Калининградской области № 229 в порядке правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в границах общей территории Гурьевского муниципального района объединены без изменения границ общей территории Гурьевского муниципального района территории Гурьевского городского поселения, Большеисаковского сельского поселения, Добринского сельского поселения, Кутузовского сельского поселения, Луговского сельского поселения, Низовского сельского поселения, Новомосковского сельского поселения, Храбровского сельского поселения и образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Гурьевского муниципального района городское поселение наделено статусом городского округа.
В приложении к указанному Закону определен перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Гурьевского городского округа.
Заявитель считает, что статья 1 Закона Калининградской области № 229, устанавливающая преобразования муниципальных образований в границах общей территории Гурьевского муниципального района, противоречит требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в части определения понятий сельского и городского поселения, городского округа (часть 1 статьи 2); порядка и условий установления границ муниципальных образований и наделения муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, преобразования муниципальных образований, в том числе при изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа (части 1.1 и 2 статьи 10, части 1 и 2 статьи 11, части 1 и 7 статьи 13).
Обосновывая свою правовую позицию, заявитель ссылается также на Закон Калининградской области от 10 июня 2010 года № 463 «Об административно-территориальном устройстве Калининградской области», которым установлена классификация объектов административно-территориального деления Калининградской области, утверждены текстовые и картографические описания границ объектов административно-территориального деления, в том числе Гурьевского района, города Гурьевск и сельских округов Большеисаковский, Добринский, Кутузовский, Луговской, Низовский, Новомосковский и Храбровский (статьи 7 и 8).
Заявитель кроме того указывает, что оспариваемые им положения статьи 1 Закона Калининградской области № 229 приводят к утрате Большеисаковским, Добринским, Кутузовским, Луговским, Низовским, Новомосковским и Храбровским поселениями статуса сельского поселения, что, по мнению заявителя, влечет изменение правового статуса педагогических работников, проживающих и работающих в указанных сельских поселениях (сельских населенных пунктах) и ранее в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» имевших право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Таким образом, заявитель считает, что оспариваемые им положения статьи 1 Закона Калининградской области № 229 и приложения к указанному Закону противоречат требованиям Федерального закона № 131-ФЗ и не соответствуют пунктам 1 и 2 статьи 2, пункту 1 статьи 7, пунктам 3 и 4 статьи 15, пункту 3 статьи 43, пунктам 1 и 2 статьи 56, пунктам 1 и 2 статьи 57, статье 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании указанного и в соответствии с требованиями Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» заявитель просит признать положения статьи 1 Закона Калининградской области № 229 и приложения к указанному Закону не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области, а также просит Уставный Суд согласно пункту 2 статьи 41 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» предложить Губернатору Калининградской области и Калининградской областной Думе приостановить действие оспариваемого Закона до завершения рассмотрения дела Уставным Судом.

2. Согласно статье 36 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, отвечающее требованиям настоящего закона и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного.
Заявитель в обращении указывает, что положениями статьи 1 Закона Калининградской области № 229 и приложения к данному Закону нарушаются права населения Гурьевского муниципального района на участие в осуществлении местного самоуправления в связи с тем, что при объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и наделении образованного в результате указанных изменений муниципального образования статусом городского округа не соблюдены требования федерального законодательства, определяющие порядок и условия установления границ и преобразования муниципальных образований, в том числе не учтено мнение населения.
Вместе с тем порядок взаимодействия между органами местного самоуправления и населением, процедуры принятия решения о преобразовании муниципального образования, а также гарантии прав граждан, населяющих муниципальное образование при преобразовании, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ и не относятся к предмету регулирования Закона Калининградской области № 229.
Как следует из обращения, заявитель, оспаривая положения Закона Калининградской области № 229, фактически ставит под сомнение соблюдение требований Федерального закона № 131-ФЗ при объединении территорий муниципальных образований в границах Гурьевского муниципального района и наделении образованного в результате городского поселения статусом городского округа.
Несоблюдение требований федерального законодательства при преобразовании муниципальных образований Гурьевского района заявитель усматривает в отсутствии публикаций, касающихся принятия решения представительных органов Гурьевского городского поселения, Новомосковского сельского поселения, Храбровского сельского поселения об одобрении инициативы Гурьевского районного Совета депутатов об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, оповещения жителей о результатах публичных слушаний в указанных муниципальных образованиях, отсутствии участия населения Гурьевского муниципального района в процедуре проведения необходимых публичных мероприятий, связанных с преобразованием муниципального образования путем проведения голосования.
Вопрос исследования и оценки указанных фактических обстоятельств не может быть разрешен в процессе уставного судопроизводства в силу статьи 5 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», предусматривающей, что Уставный Суд обязан воздержаться от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Кроме того Уставный Суд отмечает, что Закон Калининградской области № 229 был предметом рассмотрения Калининградского областного суда и решением от 5 июля 2013 года гражданину Р.А. Доренскому, оспаривавшему положения вышеуказанного Закона в части нарушения порядка преобразования муниципальных образований, входящих в состав Гурьевского муниципального района, было отказано в удовлетворении заявления. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2013 года № 71-АПГ13-8 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Учитывая изложенное, Уставный Суд приходит к выводу, что проверка соответствия оспариваемого Закона Калининградской области № 229 связана в данном случае с установлением и оценкой фактических обстоятельств соблюдения требований Федерального закона № 131-ФЗ, определяющих порядок и условия установления границ и преобразования муниципальных образований, что Уставному Суду неподведомственно и, следовательно, обращение депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Ю.П. Галанина не может быть принято к рассмотрению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 5, статьями 36, 37, подпунктом 2 пункта 1 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутата Калининградской областной Думы пятого созыва Галанина Юрия Петровича о признании не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений статьи 1 Закона Калининградской области от 29 мая 2013 года № 229 «Об объединении поселений, входящих в состав Гурьевского муниципального района, и организации местного самоуправления на объединенной территории» и приложения к указанному Закону.
2. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации настоящее Определение является основанием для возврата заявителю Ю.П. Галанину уплаченной государственной пошлины.
3. Определение по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.


Уставный Суд
Калининградской области
№ 6 - О