236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 11 сентября 2007 г. № 21-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Уставного Суда Калининградской области

О прекращении производства по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»

город Калининград                                                                                11 сентября 2007 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,
с участием: заявителя - гражданина Е.М. Егоркина, представителя Калининградской областной Думы - заместителя начальника государственно-правового управления Калининградской областной Думы А.В. Кузнецова, представителя Губернатора Калининградской области - начальника управления по правовому обеспечению законотворческой деятельности и связям с областной Думой Правительства Калининградской области Е.А. Сухорученко, представителя прокуратуры Калининградской области - старшего помощника прокурора Калининградской области М.Ю. Коломийца,
руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области»,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 473).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Е.М. Егоркина, основанием - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемые заявителем положения Закона Калининградской области № 473.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.В. Корнюшенкова, объяснения заявителя Е.М. Егоркина, представителей сторон: А.В. Кузнецова, Е.А. Сухорученко, а также мнение представителя прокуратуры Калининградской области М.Ю. Коломийца, исследовав представленные документы и иные материалы, Уставный Суд Калининградской области

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Калининградской области 25 апреля 2007 года поступило обращение в форме запроса от гражданина Егоркина Евгения Михайловича о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области № 473.
По мнению заявителя, являющегося ветераном труда, пунктами 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области № 473 из числа льготной категории ветеранов труда, которым предоставляются меры социальной поддержки, неправомерно и без равноценной компенсации исключены ветераны труда, получающие пенсию не в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а по иным основаниям, не достигшие возраста, дающего право на пенсию по старости, и которые ранее уже пользовались льготами, предусмотренными Федеральным законом «О ветеранах». Тем самым были нарушены права указанных лиц, гарантированные пунктами 1 и 2 статьи 5, пунктами 1 и 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области, Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 4 мая 2000 года № 57-ФЗ).
Заявитель просит Уставный Суд признать пункты 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области № 473 не соответствующими пунктам 1 и 2 статьи 5, пунктам 1 и 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания заявитель поддержал свои требования, изложенные в обращении.
Представитель Калининградской областной Думы А.В. Кузнецов поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве Калининградской областной Думы, состоящую в том, что Закон Калининградской области № 473 был принят в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ). На момент принятия Закона Калининградской области № 473 в соответствии с федеральным законодательством заявитель не имел права на получение соответствующих льгот как ветеран труда. Заявитель пользовался льготами с июня 2000 года до принятия Федерального закона от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в статью 22 Федерального закона «О ветеранах». С указанного момента, задолго до принятия Закона Калининградской области № 473, заявитель не имел права на получение мер поддержки как ветеран труда. С учетом изложенного Закон Калининградской области № 473 принят в полном соответствии с положениями действующего на момент его принятия федерального законодательства и не противоречит ему и Уставу (Основному Закону) Калининградской области на настоящий момент.
Аналогичная правовая позиция изложена представителем Губернатора Калининградской области Е.А. Сухорученко. Кроме того, в судебном заседании Е.А. Сухорученко указала на то, что оспариваемые положения Закона Калининградской области № 473 в настоящий момент на заявителя не распространяются, а подлежат применению после достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Представитель прокуратуры Калининградской области М.Ю. Коломиец в судебном заседании указал, что по мнению прокуратуры Закон Калининградской области № 473 не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. После принятия Закона Калининградской области № 473 редакция пунктов 1 и 2 его статьи 4 неоднократно изменялась. Вместе с тем, исходя из взаимосвязанных требований пункта 2 статьи 42 и подпункта 3 пункта 1 статьи 65 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», предметом рассмотрения по настоящему делу может являться лишь действующая редакция нормативного правового акта.
Согласно пункту 1статьи 4 Закона Калининградской области № 473 (в редакции Законов Калининградской области от 23 апреля 2005 года № 576, от 30 июня 2006 года № 28, от 15 ноября 2006 года № 76) лицам, признанным в установленном порядке ветеранами труда до 1 июля 2006 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; бесплатное оказание медицинской помощи в областных учреждениях здравоохранения;
- взамен предоставлявшихся в натуральном виде отдельных мер социальной поддержки ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 указанного Закона ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), признанным в установленном порядке ветеранами труда до 1 июля 2006 года, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Социальная защита, включая социальное обеспечение, согласно Конституции Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72) находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Законы и иные нормативные правовые акты Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом, устанавливающим правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Статьей 22 этого Закона (в редакции, действовавшей на момент присвоения заявителю звания «Ветеран труда»), предусматривалось предоставление ветеранам труда определенных прав и льгот при выходе на пенсию и не устанавливалось в качестве условия предоставления указанных в ней мер социальной поддержки достижения ветеранами труда возраста, дающего право на пенсию по пенсионному законодательству. Однако на момент принятия Закона Калининградской области № 473 данная статья Федерального закона «О ветеранах» в вышеуказанной редакции не действовала.
Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» в пункт 2 статьи 22 Федерального закона «О ветеранах» было внесено изменение, согласно которому соответствующие права и льготы предоставляются лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Кроме того статья 22 была дополнена пунктом 4, устанавливающим, что ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 данной статьи, право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) изменена редакция статьи 22 Федерального закона «О ветеранах», в которой перечислялись меры социальной поддержки ветеранов труда. Теперь данной статьей предусматривается, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ устанавливается , что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как следует из анализа содержания оспариваемых заявителем положений пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области № 473 во взаимосвязи с приведенными нормами федерального законодательства, региональным законодателем были выполнены указанные требования и сохранены условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда при достижением ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с нормами пенсионного законодательства, ранее установленные Федеральным законом «О ветеранах» в редакции, действовавшей на момент передачи субъектам Российской Федерации полномочий в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ.
Таким образом, поскольку вышеуказанные условия были определены Федеральным законом « О ветеранах» и действовали до принятия Закона Калининградской области № 473, взаимосвязанные положения его пунктов 1 и 2 статьи 4, по мнению Уставного Суда, не противоречат требованиям федерального законодательства, и не могут расцениваться как нарушающие установленные федеральным законодательством и гарантированные пунктом 1 статьи 5 Устава области права граждан, являющихся ветеранами труда, на предоставление им мер социальной поддержки при достижении шестидесятилетнего возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

3. Оспариваемые заявителем положения пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области № 473 в отношении ветеранов труда, получающих пенсию не в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а по иным основаниям, находятся в причинно-следственной связи и применяются взаимосвязано, а именно: право на меры социальной поддержки, перечисленные в пункте 1, лицам, относящимся к указанной категории ветеранов, предоставляется при выполнении условий, содержащихся в пункте 2 данной статьи.
В ходе судебного заседания по настоящему делу заявитель пояснил, что он пользовался льготами для ветеранов труда, предусмотренными статьей 22 Федерального закона « О ветеранах», до внесения в него изменений Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах». После вступления в силу этих изменений, установивших в качестве обязательного условия предоставления мер социальной поддержки достижение ветеранами труда определенного возраста, как указал заявитель, ряд предприятий и организаций перестали предоставлять ему гарантированные указанным законом льготы.
Положения пункта 1 статьи 4 Закона Калининградской области № 473 в действующей редакции, которыми установлены меры социальной поддержки, по их содержанию заявителем не оспариваются, в отношении него не применялись.
Учитывая изложенное, проанализировав документы, полученные судом в процессе подготовки дела к слушанию, а также пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, Уставный Суд приходит к выводу, что не имеется оснований считать, что при разрешении вопроса о предоставлении мер социальной поддержки в отношении гражданина Е.М. Егоркина были применены или подлежат применению положения пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области № 473 и следовательно отсутствует основание для постановки вопроса о нарушении непосредственно указанными положениями Закона Калининградской области № 473 права заявителя на предоставление ему мер социальной поддержки как ветерану труда, не достигшему возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Вместе с тем, согласно положениям статей 37, 83 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» граждане обладают правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) области Закона Калининградской области или его отдельных положений и данное обращение является допустимым при условии, что этими положениями нарушаются их права и они применены или подлежит применению в отношении заявителя в конкретном деле ( ситуации).
Таким образом Уставный Суд приходит к выводу, что обращение гражданина Е.М. Егоркина не может считаться исходящим от управомоченного лица, поскольку по результатам настоящего судебного заседания установлено , что данное обращение не отвечает вышеуказанным требованиям Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области».
При таких обстоятельствах в силу требований положений пункта 1 статьи 65 указанного закона, предусматривающих, что если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению, Уставный суд прекращает производство по делу.
Что касается оценки правомерности применения оспариваемых положений Закона Калининградской области № 473 в отношении лиц, являющихся ветеранами труда и пользовавшихся мерами социальной поддержки, предусмотренными статьей 22 Федерального закона « О ветеранах» до внесения в него изменений Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 124-ФЗ , то такая оценка может быть дана только на основе установления и исследования конкретных фактических обстоятельств дела, однако разрешение данного вопроса согласно статье 5 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» не относится к компетенции Уставного Суда.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 65, статьями 68, 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд Калининградской области

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Прекратить производство по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области».
2. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному делу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.

 

                                                                                                              Уставный Суд
                                                                                                              Калининградской области
№ 21 - О