236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 27 июня 2005 г. № 17-О

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

УСТАВНОГО СУДА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

О прекращении производства по делу «О соответствии Уставу (Основному закону) Калининградской области законов Калининградской области от 5 ноября 2004 года: №437 «О наделении муниципального образования «Неманский район» статусом городского округа», №438 «О наделении муниципального образования «Багратионовский район» статусом городского округа», №439 «О наделении муниципального образования «Нестеровский район» статусом городского округа», №440 «О наделении муниципального образования «Краснознаменский район» статусом городского округа», №441 «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом городского округа», №442 «О наделении муниципального образования «Полесский район» статусом городского округа», №443 «О наделении муниципального образования «Озерский район» статусом городского округа», №444 «О наделении муниципального образования «Славский район» статусом городского округа», №445 «О наделении муниципального образования «Гусевский район» статусом городского округа», №446 «О наделении муниципального образования «Гурьевский район» статусом городского округа»

город Калининград                                                                                           27 июня 2005 года

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Суда Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т. А.Карпенко, А.В. Куликова,

рассмотрев в открытом судебном заседании обращение заявителя -Ассоциации муниципальных образований Калининградской области об отзыве своего обращения в форме запроса «О соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области от 5 ноября 2004 года: №437 «О наделении муниципального образования «Неманский район» статусом городского округа», №438 «О наделении муниципального образования «Багратионовский район» статусом городского округа», №439 «О наделении муниципального образования «Нестеровский район» статусом городского округа», №440 «О наделении муниципального образования «Краснознаменский район» статусом городского округа», №441 «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом городского округа», №442 «О наделении муниципального образования «Полесский район» статусом городского округа», №443 «О наделении муниципального образования «Озерский район» статусом городского округа», №444 «О наделении муниципального образования «Славский район» статусом городского округа», №445 «О наделении муниципального образования «Гусевский район» статусом городского округа», №446 «О наделении муниципального образования «Гурьевский район»,

установил:

1. 6 апреля 2005 года в Уставный Суд Калининградской области от Ассоциации муниципальных образований Калининградской области (далее- Ассоциация) поступило обращение в форме запроса «О соответствии Уставу (Основному закону) Калининградской области законов Калининградской области от 5 ноября 2004 года: №437 «О наделении муниципального образования «Неманский район» статусом городского округа», №438 «О наделении муниципального образования «Багратионовский район» статусом городского округа», №439 «О наделении муниципального образования «Нестеровский район» статусом городского округа», №440 «О наделении муниципального образования «Краснознаменский район» статусом городского округа», №441 «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом городского округа», №442 «О наделении муниципального образования «Полесский район» статусом городского округа», №443 «О наделении муниципального образования «Озерский район» статусом городского округа», №444 «О наделении муниципального образования «Славский район» статусом городского округа», №445 «О наделении муниципального образования «Гусевский район» статусом городского округа», №446 «О наделении муниципального образования «Гурьевский район» статусом городского округа».

Изложенная в обращении позиция заявителя заключается в следующем.

В соответствии со статьями 58, 60, 62 Устава (Основного Закона) Калининградской области в области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами признается, гарантируется и осуществляется местное самоуправление, государственные гарантии осуществления местного самоуправления определяются федеральным законом. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами области в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законом. Органы государственной власти не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

В установленном законом порядке утверждены границы соответствующих административно-территориальных и муниципальных образований. Также даны описания границ муниципальных образований.

Заявитель указывает, что на основании статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - муниципальный район есть несколько поселений или поселений и межпоселенческих территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 11 указанного закона административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района. Исходя из вышеприведенных норм действующего законодательства, на момент принятия вышеназванных законов Калининградской области указанные муниципальные образования обладали всеми признаками муниципальных районов.

Как указывает заявитель, в соответствии с пунктом 1 статьи 85 вышеназванного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями этого закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Под городским округом в настоящем Федеральном законе понимается городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 11 настоящего федерального закона - в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

На основании вышеизложенного, заявитель делает вывод, что в нарушение норм федерального законодательства оспариваемыми законами Калининградской области муниципальные образования незаконно наделены статусом городского округа в ранее утвержденных границах, т.к. данные городские округа обладают всеми признаками муниципального района, в состав которого входят несколько поселений и межпоселенческих территорий.

По мнению заявителя этим также нарушаются права граждан, проживающих на соответствующих территориях, на решение вопросов местного значения, закрепленное Уставом (Основным Законом) Калининградской области.

Руководствуясь своей позицией, заявитель просит признать оспариваемые законы не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

 

2. В соответствии со статьей 40 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» в установленные сроки проведено предварительное изучение обращения Ассоциации. Определением Уставного Суда от 17 мая 2005 года № 9-О на 14 июня 2005 года назначено специальное судебное заседание по решению вопроса о принятии обращения к рассмотрению.

В судебном заседании 14 июня 2005 года представитель заявителя Гимбицкий К.К. заявил ходатайство об отложении дела в связи с рассмотрением вопроса об обращении в Уставный Суд на предстоящим заседании правления Ассоциации. Определением Уставного Суда от 14 июня 2005 года № 15-О рассмотрение вопроса о принятии обращения Ассоциации к рассмотрению было отложено. Судебное заседание перенесено на 27 июня 2005 года.

20 июня 2005 года от Ассоциации поступило обращение ( письмо исх. № 92 от 16 июня 2005 года), подписанное председателем А.А. Григорьевым, об отзыве обращения в Уставный Суд с приложением заверенной выписки из протокола заседания Ассоциации от 15 июня 2005 года. Из представленной выписки следует, что решение об отзыве обращения Ассоциации в Уставный Суд о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Законов Калининградской области от 5 ноября 2004 года №№ 437-446 принято правлением Ассоциации на указанном заседании.

Согласно статье 43 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» обращение в Уставный Суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Уставного Суда, В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 43, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд Калининградской области

определил:

1. Производство по делу «О соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области от 5 ноября 2004 года: №437 «О наделении муниципального образования «Неманский район» статусом городского округа», №438 «О наделении муниципального образования «Багратионовский район» статусом городского округа», №439 «О наделении муниципального образования «Нестеровский район» статусом городского округа», №440 «О наделении муниципального образования «Краснознаменский район» статусом городского округа», №441 «О наделении муниципального образования «Черняховский район» статусом городского округа», №442 «О наделении муниципального образования «Полесский район» статусом городского округа», №443 «О наделении муниципального образования «Озерский район» статусом городского округа», №444 «О наделении муниципального образования «Славский район» статусом городского округа», №445 «О наделении муниципального образования «Гусевский район» статусом городского округа», №446 «О наделении муниципального образования «Гурьевский район» статусом городского округа» по обращению Ассоциации муниципальных образований Калининградской области - прекратить.

2. О принятом решении уведомить заявителя - Ассоциацию муниципальных образований Калининградской области.

3. Определение Уставного Суда по данному обращению окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Уставный Суд

Калининградской области

№ 17-О