236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 11 сентября 2003 г. № 5-О

УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2003 г. № 5-О

Об отказе в принятии обращения гражданина Домогатского Михаила Владимировича о признании недействующим и неприменимым Закона Калининградской области от 18 января 1996 года № 31 "Об основах местного самоуправления в Калининградской области" в части пунктов 4, 5 статьи 18

Уставный Суд Калининградской области в составе Председателя Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,

с участием заявителя - М.В. Домогатского,

рассмотрел в специальном судебном заседании вопрос о соответствии обращения гражданина Домогатского М.В. требованиям Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области",

заслушав заключение судьи Г.В. Корнюшенкова, проводившего на основании статьи 40 Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" предварительное изучение обращения, объяснения заявителя, исследовав представленные документы и иные материалы,

УСТАНОВИЛ

1. В Уставный Суд Калининградской области 24 июня 2003 года обратился гражданин Домогатский Михаил Владимирович с заявлением о признании недействующим и неприменимым Закона Калининградской области от 18 января 1996 года № 31 "Об основах местного самоуправления в Калининградской области" в части пунктов 4,5 статьи 18.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона Калининградской области "Об основах местного самоуправления в Калининградской области" представительный орган считается правомочным для принятия решений, если в нем присутствует не менее двух третей от числа депутатов, избранных в данный представительный орган. Согласно пункту 5 статьи 18 указанного Закона решение собрания представительного органа считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от избранных депутатов.

Председатель Уставного суда Калининградской области в пределах своих полномочий на основании пункта 2 статьи 39 Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" 2 июля 2003 года письменно уведомил М.В. Домогатского о несоответствии его обращения требованиям Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области". Однако заявитель в своем обращении от 17 июля 2003 года настаивает на принятии Уставным судом Калининградской области решения по поставленному им вопросу.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (часть 3 статьи 27) Уставный Суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Закон Калининградской области от 2 октября 2000 года № 247 "Об Уставном суде Калининградской области" (с изменениями, внесенными Законом Калининградской области от 18 июня 2003 года № 271) предусматривает (статья 83), что правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области законов Калининградской области обладают граждане, чьи права непосредственно нарушаются соответствующим нормативным правовым актом, примененным или подлежащим применению в конкретном судебном деле.

В заявлении Домогатского М.В. от 24 июня 2003 года, как и в заявлении от 17 июля 2003 года не содержится указаний на то, в каком конкретном судебном деле был применен или подлежит применению оспариваемый им законодательный акт. Применение в отношении Домогатского М.В. каким-либо судом норм названного Закона области не подтверждено представленными в Уставный Суд документами. Не подтверждено оно заявителем и в ходе судебного заседания.

В судебном заседании Домогатским М.В. представлены:

Определение Балтийского городского суда Калининградской области от 21 января 2003 года об оставлении без движения искового заявления Яковлева В.В.;

Определение Балтийского городского суда Калининградской области от 28 марта 2003 года по иску Яковлева В.В. к Совету депутатов Балтийского городского округа, главе Балтийского городского округа о признании незаконными и отмене документов, оформленных в письменную форму решений Совета депутатов Балтийского городского округа № 113-116 от 31.10.02 г. и взыскании морального вреда, признании несоответствующими Конституции Российской Федерации и не подлежащими применению пункта 3 статьи 54 Устава БГО и абзаца 1 статьи 13 Регламента Совета депутатов Балтийского городского округа;

Определение Калининградского областного суда от 9 июня 2003 года об отказе Яковлеву В.В. в принятии заявления о признании недействующими пунктов 4,5 статьи 18 Закона Калининградской области от 18 января 1996 года № 31 "Об основах местного самоуправления в Калининградской области".

Указанные судебные решения в соответствии со статьей 83 Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" не могут быть признаны Уставным судом документами, подтверждающими факт применения оспариваемого нормативного акта в конкретном судебном деле в отношении заявителя Домогатского М.В.

Таким образом, обращение (заявление) Домогатского М.В. о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Калининградской области от 18 января 1996 года № 31 "Об основах местного самоуправления в Калининградской области" в части пунктов 4,5 статьи 18, как исходящее от ненадлежащего заявителя, в соответствии со статьями 36, 83, во взаимосвязи со статьей 39 Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" не может быть принято Уставным судом Калининградской области к рассмотрению.

3. Заявление Домогатского М.В. в ходе судебного заседания о неправомерности применения Судом статьи 83 Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 18 июня 2003 года № 271), поскольку публикация Закона № 271 в газете "Калининградская вечерка", по мнению заявителя, не является официальным опубликованием, не может быть признано Судом обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Калининградской области "О порядке подготовки, принятия, обнародования и вступления в силу законов Калининградской области" официальным опубликованием законов, принятых областной Думой, считается первая публикация их полного текста в официально уполномоченном средстве массовой информации (официальном издании).

Подпунктом "б" пункта 1 статьи 27 Устава (Основного Закона) Калининградской области полномочия по обнародованию законов Калининградской области отнесены к компетенции главы администрации (губернатора) Калининградской области.

Постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 28 февраля 2002 года № 32 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы администрации (губернатора) Калининградской области от 29 октября 2001 года № 459 "Об официальном опубликовании правовых актов, принятых органами государственной власти Калининградской области" газета "Калининградская вечерка" признана официальным изданием (средством массовой информации), в котором публикуются законы Калининградской области, принятые Калининградской областной Думой и подписанные главой администрации (губернатором) Калининградской области.

Таким образом, опубликование в газете "Калининградская вечерка" в выпуске от 20-27 июня 2003 года Закона Калининградской области от 18 июня 2003 года № 271 "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные законодательные акты Калининградской области", внесшего изменения в статью 83 Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области", является официальным опубликованием, а указанный Закон вступившим в юридическую силу.

4. Поступление обращения от ненадлежащего заявителя исключает возможность рассмотрения вопроса по существу и вынесения Уставным судом Калининградской области в соответствии со статьями 68, 86 Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" итогового решения по делу в виде постановления по оспариваемому Домогатским М.В. законодательному акту.

Однако это обстоятельство никоим образом не ограничивает прямого действия на территории Калининградской области норм Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, а также норм Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Учитывая важность правовой проблемы, обозначенной в заявлении Домогатского М.В., Уставный Суд считает возможным выразить свою позицию и отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Устава (Основного Закона) Калининградской области правовую основу местного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Калининградской области, федеральные и областные законы об общих принципах организации местного самоуправления, уставы муниципальных образований.

Пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определяет, что установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и в силу статьи 76 (часть 2) устанавливаются федеральным законом, а более подробное регулирование осуществляется актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также уставами и иными нормативными актами муниципальных образований.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

При определении данного порядка в законе Калининградской области и уставе муниципального образования, соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления следует исходить из основополагающих норм Устава (Основного Закона) Калининградской области, предусматривающих, что местное самоуправление - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного Закона) и законов области (п. 1 статьи 58); местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, путем референдумов, сходов жителей и других форм волеизъявления, через выборные представительные органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления (пункт 5 статьи 58).

При установлении норм, регулирующих порядок деятельности выборных представительных органов местного самоуправления необходимо также исходить из того, что сама характеристика данного органа как "представительного" предполагает, что возможная неполнота его состава не должна быть значительной, ибо в противном случае его представительный характер и легитимность принимаемых правовых актов могут быть поставлены под сомнение.

Данное положение, как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной им в Постановлении от 12 апреля 1995 г. № 2-П, выполнимо при условии, что установлены обеспечивающие воплощение интересов большинства в обществе требования к численному составу народных представителей, при котором представительный орган вправе осуществлять свои полномочия, либо (при отсутствии указанных требований) решения принимаются от установленного числа депутатов и таким образом во всех случаях учитывают волю представителей не менее чем половины избирательного корпуса.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 36, пунктом 2 статьи 39, пунктом 1 статьи 75, статьей 83 Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области" Уставный Суд Калининградской области

ОПРЕДЕЛИЛ

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения (заявления) Домогатского Михаила Владимировича о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Калининградской области от 18 января 1996 года № 31 "Об основах местного самоуправления в Калининградской области" в части пунктов 4,5 статьи 18, как не отвечающего требованиям Закона Калининградской области "Об Уставном суде Калининградской области".

2. Определение Уставного суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Направить настоящее Определение заявителю, главе администрации (губернатору) Калининградской области, Калининградской областной Думе, прокурору Калининградской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.

Уставный Суд

Калининградской области

№ 5-О