236022, г. Калининград
ул. Комсомольская 31

тел: (4012) 956684
тел: (4012) 954261

2011 год

УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

И Н Ф О Р М А Ц И Я
о деятельности Уставного Суда Калининградской области
за 2011 год

Раздел I.

Обзор поступивших обращений и судебных решений Уставного Суда Калининградской области

В 2011 году в Уставный Суд поступило 17 письменных обращений.
Уставным Судом вынесено 7 постановлений, 23 определения.

1. Постановление Уставного Суда от 1 февраля 2011 года № 1-П по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 4 пункта 2 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденных Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года № 27 «О мерах по реализации Закона Калининградской области «О ветеранах труда».

Основные положения:

Предметом рассмотрения в Уставном Суде стали положения подпункта 4 пункта 2 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденных Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года № 27 «О мерах по реализации Закона Калининградской области «О ветеранах труда».
Данной нормой установлен перечень документов, подтверждающих награждение лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда», ведомственным знаком отличия в труде.
Заявитель Филимонова Эльвира Михайловна в обращении указала, что с принятием Постановления № 27 она утратила право на присвоение ей звания «Ветеран труда» в связи с тем, что подпунктом 4 пункта 2 Порядка Почетная грамота не предусмотрена в качестве документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в присвоении заявителю звания «Ветеран труда» послужило отсутствие удостоверения и непризнание Почетной грамоты Министерства природных ресурсов Российской Федерации ведомственным знаком отличия в труде.
Уставный Суд в Постановлении указал следующее. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами труда являются в том числе и лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Отнесение к ветеранам труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, федеральный законодатель не поставил в зависимость от ведомства, производящего награждение, и вида ведомственного знака отличия в труде.
Возложение пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» на субъект Российской Федерации полномочий по установлению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» не означает наличия у органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по сужению круга лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», установленного федеральным законодательством.
По мнению Уставного Суда, оспариваемые заявителем нормы подпункта 4 пункта 2 Порядка, в части указания на необходимость предоставления в качестве документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, удостоверения к ведомственному знаку отличия в труде, с подписью, заверенной печатью, руководителя ведомства (министра (заместителя), руководителя (заместителя) федеральной (союзной) службы, агентства) СССР, РСФСР или Российской Федерации, сужают круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» по сравнению с федеральным законодательством.
Установление оспариваемой нормой исчерпывающего перечня документов к ведомственным знакам отличия в труде, не учитывающего все виды ведомственных знаков отличия в труде, по мнению Уставного Суда, носит дискриминационный характер, поскольку вводит необоснованные и несправедливые различия для лиц, награжденных в соответствии с действующим законодательством уполномоченными органами различными ведомственными знаками отличия в труде, нарушая тем самым конституционный принцип равенства (части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации).
Уставный Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что положения подпункта 4 пункта 2 Порядка не соответствуют пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, поскольку они ограничивают по сравнению с федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда» и получение мер социальной поддержки, что приводит к ухудшению условий для реализации социальных прав граждан - жителей Калининградской области и снижению уровня обеспечения защиты этих прав.

2. Постановление Уставного Суда Калининградской области от 12 апреля 2011 года № 2-П по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области».


Основные положения:

Как указано в обращении Губернатора Калининградской области, в целях приведения Устава (Основного Закона) Калининградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством разработан проект уставного закона Калининградской области «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области». Данным законопроектом предусматривается пункт 4 статьи 28 Устава (Основного Закона) Калининградской области исключить. Пунктом 4 статьи 28 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что одно и то же лицо не может занимать должность Губернатора Калининградской области более двух сроков подряд.
Порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), включая требования и ограничения к гражданам, которые могут быть представлены к назначению на данную должность, установлены в статье 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Положения данной статьи не содержат общего принципа, согласно которому одно и то же лицо не может занимать указанную должность более двух сроков подряд.
Вносимое представленным законопроектом изменение в Устав (Основной Закон) Калининградской области при его принятии не входит в противоречие с иными действующими положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд пришел к заключению об отсутствии противоречия положений предложенного к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области» иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Уставный Суд, руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», дал заключение об отсутствии противоречия положений предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области» иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

3. Постановление Уставного Суда Калининградской области от 3 мая 2011 года № 3-П по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» в части внесения изменений в пункт 3 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Основные положения:

В пункте 3 статьи 5 действующей редакции Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что « в Калининградской области для поощрения граждан и организаций за достижения и заслуги учреждаются награды Калининградской области. Система наград Калининградской области устанавливается уставным законом Калининградской области».
Представленный Губернатором Калининградской области в Уставный Суд для дачи заключения проект уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» предусматривал дополнение пункта 3 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области словами «муниципальных образований», тем самым предлагал расширить перечень субъектов, поощряемых наградами Калининградской области, включив в него муниципальные образования.
При сравнительно-правовом анализе Уставный Суд усмотрел, что представленный проект уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» в части внесения изменений в пункт 3 статьи 5 Устава направлен на создание дополнительных стимулов для развития местного самоуправления в рамках реализации полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных действующим законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области, и не вступает в противоречие с иными положениями Устава.
Таким образом, Уставный Суд пришел к заключению об отсутствии противоречия положений предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» в части внесения изменений в пункт 3статьи 5 Устава иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Уставный Суд, руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 38, 68, 69, 70, 71, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» дал заключение об отсутствии противоречия положений предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» в части внесения изменений в пункт 3статьи 5 Устава, иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

4. Постановление Уставного Суда от 7 июля 2011 года № 4-П по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области».

Основные положения:

В Уставный Суд поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области», внесенному в областную Думу в порядке законодательной инициативы группой депутатов, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В Устав (Основной Закон) Калининградской области предложено внести изменения в абзац пятый статьи 22, подпункт 3-1 пункта 2 статьи 30 и пункт 2 статьи 31.
Представленный проект уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» предусматривал дополнение полномочий Калининградской областной Думы и Губернатора Калининградской области путем введения правовых норм о представлении и заслушивании ежегодных посланий Губернатора Калининградской области Калининградской областной Думе об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства Калининградской области.
Уставный Суд в Постановлении отметил, что исходя из положений Устава (Основного Закона) Калининградской области в их взаимосвязи с нормами федерального законодательства, Уставом (Основным Законом) Калининградской области могут быть предусмотрены новые полномочия Калининградской областной Думы и Губернатора Калининградской области, в том числе касающиеся вопросов их взаимодействия, при условии, что указанные полномочия не противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, не нарушают конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
При сравнительно-правовом анализе Уставный Суд усмотрел, что представленный проект уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» направлен на законодательное урегулирование взаимодействия Губернатора Калининградской области с Калининградской областной Думой, обеспечение открытости и публичности деятельности органов государственной власти Калининградской области, корреспондирует полномочиям Губернатора Калининградской области по обеспечению координации деятельности органов исполнительной власти Калининградской области с иными органами государственной власти Калининградской области.
Уставный Суд на основании изложенного и, руководствуясь подпунктом 5 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 68, 74 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», дал заключение об отсутствии противоречия положений предлагаемого к принятию проекта уставного закона Калининградской области «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области» иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

5. Постановление Уставного Суда от 9 августа 2011 года № 5-П по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельного положения пункта 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области».

Основные положения:

Предметом рассмотрения в Уставном Суде стало положение пункта 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области».
Указанное положение устанавливает требование о наличии высшего юридического образования к кандидату на замещение должности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
По мнению заявителя - гражданина Рожкова К.С., оспариваемое положение Уставного закона № 480 противоречит пункту 1 статьи 15, пункту 2 статьи 16 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статье 6 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а также пункту 1 статьи 1 Уставного закона № 480, поскольку федеральное законодательство не содержит норму о профессиональном образовании Уполномоченного по правам человека.
Заявитель в обращении также указал, что введение образовательного ценза порождает дискриминацию по профессиональному признаку, по признаку образования и препятствует реализации права заявителя на участие в правозащитной деятельности в качестве Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, тем самым ограничивает его в конституционных и общечеловеческих правах и противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.
На основании проведенного анализа норм федерального и регионального законодательства и в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 5 июля 2001 года № 134-О, Уставный Суд пришел к выводу о том, что Калининградская областная Дума была вправе принять закон, регулирующий вопросы компетенции Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, его организационные формы, условия деятельности, а также квалификационные требования к претенденту на замещение данной государственной должности Калининградской области.
Установление требования к уровню профессионального образования Уполномоченного по правам человека в области юриспруденции, по мнению Уставного Суда, позволяет занять эту должность лицу, обладающему соответствующей квалификацией, что направлено на реализацию пункта 2 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому законодательством Калининградской области могут быть установлены дополнительные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», Уставный Суд признал положение пункта 1 статьи 3 Уставного закона Калининградской области от 2 июля 2010 года № 480 «Об Уполномоченном по правам человека в Калининградской области» в части установления к лицу, замещающему должность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, обязательного требования о наличии высшего юридического образования соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

6. Постановление Уставного Суда от 28 сентября 2011 года № 6-П по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма».

Основные положения:

Предметом рассмотрения в Уставном Суде стали положения части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» (далее - Закон № 617).
Указанными положениями Закона № 617 установлено, что оценка стоимости транспортных средств в составе общей стоимости имущества, учитываемого в целях признания граждан малоимущими, определяется в зависимости от ставок транспортного налога. При этом размер налоговой ставки (в рублях), уплачиваемой за транспортное средство, считается равным 0,1 процента стоимости транспортного средства и высчитывается путем умножения налоговой ставки на 1000.
По мнению заявителя - гражданки Гутник И.А., оспариваемые положения не в полной мере соответствуют действующему федеральному законодательству. Установленная формула расчета не отражает реальную стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, что влечет отказ в признании их малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Уставный Суд, анализируя нормы международного права, федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Калининградской области, пришел к выводу, что Калининградской областной Думой может быть принят закон, содержащий нормы, устанавливающие порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. При принятии указанного закона законодатель обязан обеспечить государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, к числу которых относится право на жилище, и создать условия для его реализации указанной категорией граждан с учетом предоставленных им дополнительных конституционных гарантий.
По мнению Уставного Суда, правовое регулирование установления порядка определения стоимости указанного имущества, в том числе транспортных средств, должно обеспечивать определение реального материального положения граждан. Учет реального материального положения граждан, в свою очередь, является одним из элементов правового регулирования процесса признания гражданина малоимущим и тем самым оказывает существенное влияние на жилищные правоотношения в части института социального найма жилья, реализацию прав граждан на жилище и их дополнительные гарантии, предусмотренные частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Из проведенного Уставным Судом анализа положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговая ставка транспортного налога является производной от налоговой базы. Применительно к транспортному налогу налогооблагаемая база представляет собой технические характеристики транспортного средства. Технические характеристики могут служить составной частью цены транспортного средства и, следовательно, влиять на его стоимость. Однако цена транспортного средства складывается из многих параметров и не может определяться только его техническими характеристиками.
Таким образом, налоговая ставка транспортного налога не может служить основанием для определения стоимости транспортного средства при признании гражданина малоимущим.
На основании изложенного Уставный Суд пришел к выводу, что правовое регулирование определения стоимости транспортного средства в составе общего имущества, подлежащего налогообложению, установленное частью 3 статьи 9 Закона № 617, не позволяет определить его фактическую стоимость и не обеспечивает учета реального материального положения граждан с целью признания их малоимущими.
Такое правовое регулирование не соответствует цели данных правоотношений, не обеспечивает защиту права граждан - жителей Калининградской области на жилище, закрепленного Конституцией Российской Федерации, препятствует созданию условий для реализации указанного права, получившего международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень, и не соответствует положениям пунктов 1, 3, 4 статьи 15, статьи 69 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Оценивая обстоятельства дела, Уставный Суд пришел к выводу, что формула расчета стоимости транспортного средства, установленная частью 3 статьи 9 Закона № 617, изложена недостаточно ясно и четко, что порождает неоднозначное ее толкование при применении, создает возможность для принятия субъективных решений.
При принятии оспариваемых норм нарушены общие принципы деятельности органов государственной власти: приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, закрепленные в статье 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

7. Постановление Уставного Суда Калининградской области от 12 декабря 2011 года № 7-П по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области абзаца первого статьи 11 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке, условиях предоставления и размерах социальных выплат отдельным категориям граждан».

Основные положения:

Предметом рассмотрения в Уставном Суде стали положения абзаца первого статьи 11 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года № 473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области», абзаца первого пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением Правительства Калининградской области от 8 мая 2009 года № 282 «О порядке, условиях предоставления и размерах социальных выплат отдельным категориям граждан».
Абзацем первым статьи 11 Закона № 473 установлено, что при наличии у лиц, указанных в статье 1 данного Закона, права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям настоящего Закона и федерального законодательства льгота, ежемесячная денежная выплата предоставляется по одному основанию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Абзац первый пункта 26 Порядка, установленного Постановлением № 282, определяет, что при наличии у граждан, перечисленных в подпунктах1-5 пункта 23 Порядка, права на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным Законом Калининградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области» либо федеральным законодательством, предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по их выбору.
В октябре 2010 года гражданин Потменский А.К. (далее - заявитель) обратился в ОГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной политики Калининградской области с просьбой о назначении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда.
Поскольку заявитель получает ежемесячную денежную выплату из федерального бюджета как ветеран подразделений особого риска, в предоставлении региональной меры социальной поддержки ему, как ветерану труда, было отказано со ссылкой на статью 11 Закона № 473 и пункт 26 Порядка, установленного Постановлением № 282.
По мнению заявителя, оспариваемые им положения ограничивают его права по сравнению с правами граждан Российской Федерации, установленными федеральным законодательством, и существенно сужают уровень защиты его социальных прав, ухудшают условия для реализации прав в полном объеме, не позволяя ему получать ежемесячную денежную выплату как ветерану труда, и, в связи с этим, не соответствуют Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании проведенного анализа норм федерального и регионального законодательства, а также в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации Уставный Суд, руководствуясь подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», признал:
- абзац первый статьи 11 Закона № 473 в части предоставления при наличии у ветеранов труда права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям настоящего Закона и федерального законодательства льготы, ежемесячной денежной выплаты по одному основанию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области;
- абзац первый статьи 11 Закона № 473 в той мере, в какой он ограничивает по сравнению с федеральным законодательством возможность самостоятельного выбора ветераном труда наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, статьям 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
- абзац первый пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением № 282, в части предоставления ветеранам труда при наличии права на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным Законом № 473 либо федеральным законодательством, одной ежемесячной денежной выплаты по выбору заявителя, соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
- абзац первый пункта 26 Порядка, условий предоставления и размеров социальных выплат отдельным категориям граждан, установленных Постановлением № 282, в той мере, в какой он исключает возможность получения ветеранами труда мер социальной поддержки по нескольким основаниям в случаях, прямо предусмотренных законодательством, не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 7, пунктам 1, 3, 4 статьи 15, статьям 69 и 71 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

8. Определение Уставного Суда Калининградской области от 19 апреля 2011 года № 3-О об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки Килочок Татьяны Андреевны о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденных Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года № 27 «О мерах по реализации Закона Калининградской области «О ветеранах труда».

Основные положения:

Заявитель - гражданка Килочок Т.А. обратилась в Уставный Суд Калининградской области с требованием признать пункт 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденных Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года № 27 «О мерах по реализации Закона Калининградской области «О ветеранах труда» (далее - Порядок), не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Согласно пункту 1 Порядка, звание «Ветеран труда» присваивается в соответствии с Законом Калининградской области «О ветеранах труда» гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области и не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства в других субъектах Российской Федерации, по достижении ими возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и назначении пенсии.
Заявитель полагала, что введение пунктом 1 Порядка дополнительных условий (достижение возраста 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин) сужает основания для присвоения звания «Ветеран труда» по сравнению с теми, которые предусмотрены федеральным законодательством, и тем самым умаляет ее права.
Правительством Калининградской области 25 февраля 2011 года принято Постановление № 129 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда». В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 данного Постановления, Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», утвержденные Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года № 27, положения которого оспариваются заявителем, признаны утратившими силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, подпунктом 3 пункта 1 статьи 65 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области» Уставный Суд прекращает производство по делу в случае, если акт, легитимность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного Суда.
Уставный Суд, руководствуясь статьей 36, пунктом 1 статьи 41, пунктом 2 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области «Об Уставном Суде Калининградской области», отказал в принятии к рассмотрению обращения гражданки Килочок Т.А. о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденных Постановлением Правительства Калининградской области от 29 января 2010 года № 27 «О мерах по реализации Закона Калининградской области «О ветеранах труда».

Раздел II.

Участие Уставного Суда Калининградской области в международных мероприятиях

23-24 марта 2011 года судья Уставного Суда В.А. Багалин и ведущий консультант секретариата Уставного Суда А.А. Городилов приняли участие в работе пятой международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные проблемы геополитики, геоэкономики и международных отношений. Продвижение НАТО и Евросоюза на Восток - проблемы безопасности стран СНГ, Европы и Азии» (г. Санкт - Петербург). А.А. Городилов выступил с докладом на тему: «Геополитические аспекты существования Калининградской области в регионе стран Балтийского моря и их влияние на соблюдение прав и свобод жителей Калининградского региона».

29 ноября 2011 года Председатель Уставного Суда А.В. Куликов принял участие в работе международной конференции «Противодействие коррупции в России: пределы возможного», которая проводилась при организационной поддержке Калининградской торгово-промышленной палаты. Спикерами конференции были эксперты международного и федерального уровня. На состоявшемся круглом столе А.В. Куликов выступил на тему: «Коррупция: понятие, сущность, тенденции и меры противодействия коррупции».

Раздел III.

Участие Уставного Суда Калининградской области в конференциях, семинарах и других мероприятиях

11 февраля 2011 года заместитель Председателя Уставного Суда Г.В. Корнюшенков принял участие в работе общественно-политического форума «Стратегия 2020. Региональная проекция». В форуме участвовали известные в стране политики, ученые, общественные деятели. Г.В. Корнюшенков выступил на секции «Право против коррупции».
17 февраля 2011 года судья-секретарь Уставного Суда А.В. Куликов принял участие в работе конференции «Актуальные проблемы правоприменительной практики», которая проводилась Калининградской Торгово-Промышленной палатой совместно с Арбитражным судом Калининградской области и ведущими юридическими компаниями региона. На конференции были обсуждены новые тенденции правового регулирования таможенного законодательства.
24-25 февраля 2011 года судья-секретарь Уставного Суда А.В. Куликов вместе с членами Правительства Калининградской области находился в служебной командировке в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (Москва). Состоялась встреча с председателем Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления В.С. Тимченко, в ходе которой обсуждались вопросы дальнейшего совершенствования законодательства Калининградской области.

1 марта 2011 года судья-секретарь Уставного Суда А.В. Куликов и судья Уставного Суда В.А. Багалин приняли участие в заседании Калининградского отделения Клуба политического действия «4 ноября», посвященного перспективам развития и позиционирования региона, разработке новой редакции федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Специальными гостями заседания были: председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин, председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по международным делам К.И. Косачев, Губернатор Калининградской области Н.Н. Цуканов, а также представители региональной политической и деловой элиты, федеральные и региональные эксперты, журналисты.
В качестве эксперта с предложениями по новой редакции федерального закона об ОЭЗ в Калининградской области выступил судья-секретарь Уставного Суда А.В. Куликов.

18 марта 2011 года судьи и работники аппарата Уставного Суда, являющиеся членами Ассоциации юристов России, приняли участие в Общем собрании Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации. В качестве поощрения за активную работу судье-секретарю Уставного Суда А.В. Куликову, ведущим консультантам секретариата Уставного Суда А.А. Городилову, В.В. Деминой были вручены благодарственные письма.

23 марта 2011 года судья-секретарь Уставного Суда А.В. Куликов, ведущий консультант секретариата В.В. Демина приняли участие в Дне юридической помощи в Калининградской области в качестве экспертов в области права, организованном Ассоциацией юристов России при поддержке регионального отделения и Правительства Калининградской области. Прием граждан осуществлялся в 11 общественных приемных и центрах бесплатной юридической помощи.

1 апреля 2011 года судья-секретарь Уставного Суда А.В. Куликов принял участие в работе научно-практической конференции «Противодействие коррупционной деятельности в органах внутренних дел, органах государственной власти», организованной Калининградским юридическим институтом МВД РФ, где выступил с докладом «Проблемы документирования и получения результатов ОРД по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». В конференции участвовали: профессорско-преподавательский состав и адъюнкты КЮИ МВД РФ, представители правоохранительных органов и образовательных учреждений региона.

2 апреля 2011 года Председатель Уставного Суда Ю.А. Кузяев принял участие в работе первого заседания Калининградской областной Думы пятого созыва.

14 апреля 2011 года судья Уставного Суда В.А. Багалин принял участие в работе межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы реализации прав граждан на эффективное управление», организованной Уполномоченным по правам человека в Калининградской области, где выступил с докладом на тему: «Механизмы защиты прав граждан через конституционное и уставное судопроизводство». Статья была опубликована в научном сборнике, предназначенном для изучения государственным и муниципальным служащим, представителям общественных организаций, студентам и др.

14 апреля 2011 года заместитель Председателя Уставного Суда Г.В. Корнюшенков принял участие в работе круглого стола на тему: «От предвыборных дебатов к конструктивному диалогу», который был организован Калининградской областной Думой.

6 мая 2011 года Председатель Уставного Суда А.В. Куликов принял участие в торжественном приеме от имени Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова, посвященном 66-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

23-27 мая 2011 года заместитель Председателя Уставного Суда Ю.А. Кузяев принял участие в работе пленарного заседания Совета судей Российской Федерации.

23-24 мая 2011 года Председатель Уставного Суда А.В. Куликов находился в служебной командировке в Конституционном Суде Российской Федерации (Санкт-Петербург). Состоялась встреча с Председателем Конституционного Суда В.Д. Зорькиным по вопросам деятельности конституционных и уставных судов в субъектах РФ, в том числе совершенствования их работы, усиления взаимодействия, а также по вопросам местного самоуправления.

9 июня 2011 года Председатель Уставного Суда А.В. Куликов принял участие в работе третьего заседания Калининградской областной Думы, где выступил на тему: «Основные положения Устава (Основного Закона) Калининградской области и уставные законы Калининградской области».

20 июня 2011 года состоялось очередное заседание Научно-консультативного совета при Уставном Суде.
В соответствии с Положением о Научно-консультативном совете, внесены изменения в персональный состав Совета. Прекращены полномочия члена Совета Ю.Н. Симинягина, новым членом Научно-консультативного совета утвержден полномочный представитель Губернатора Калининградской области в органах судебной власти А.В. Воробьев.
На заседании были рассмотрены вопросы совершенствования деятельности Уставного Суда, участники заседания обменялись мнениями о дальнейшем развитии конституционного (уставного) правосудия, которые нашли отражение в итоговом совместном решении.

30 июня 2011 года в Уставном Суде в рамках учебной программы по Европейским вопросам сотрудничества стран Балтийского моря состоялась встреча со студентами Европейского института имени Клауса Менерта при Калининградском государственном техническом университете. Судья-секретарь Уставного Суда В.А. Багалин рассказал о деятельности Суда, ответил на вопросы студентов. Диалог носил заинтересованный и открытый характер.

В январе-июне 2011 года Председатель Уставного Суда А.В. Куликов выезжал в муниципальные образования Калининградской области и выступал с разъяснениями положений новой редакции Устава (Основного Закона) Калининградской области, а также компетенции, порядка обращения в Уставный Суд.

15 октября 2011 года Председатель Уставного Суда А.В. Куликов, судьи и сотрудники секретариата Уставного Суда провели занятие со студентами Калининградского института экономики (отделение факультета экономики и социального управления, специальность «Связи с общественностью») на базе Уставного Суда. В ходе беседы затрагивались вопросы участия Уставного Суда в законодательном процессе, обеспечения принципа гласности правосудия в деятельности Суда, а также его статусе, компетенции и полномочиях.

26-28 октября 2011 года ведущий консультант секретариата Уставного Суда А.А. Городилов находился в служебной командировке с целью изучения опыта работы Представительства Конституционного Суда Российской Федерации в Москве.

27- 29 октября 2011 года в Москве и Санкт-Петербурге Председатель Уставного Суда А.В. Куликов принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 20-летию Конституционного Суда Российской Федерации.
27 октября 2011 года в Александровском зале Московского Кремля состоялось торжественное заседание с участием Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, судей Конституционного Суда Российской Федерации, представителей высших органов государственной власти Российской Федерации, зарубежных органов конституционного правосудия, Европейского Суда по правам человека, председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
28-29 октября 2011 года в федеральном государственном учреждении «Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Управления делами Президента Российской Федерации (Санкт-Петербург, Стрельна) прошла международная конференция «Конституционный контроль: доктрина и практика». В ней приняли участие около 200 видных ученых и практиков, в том числе председатели конституционных и верховных судов 54 стран Европы, Азии, Африки и Америки.
Участников форума приветствовал полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Н.А. Винниченко.
В числе участников конференции были Председатель Европейского Суда по правам человека Жан-Поль Коста, избранный Председатель Европейского Суда по правам человека Николас Братца, Председатель Венецианской комиссии Совета Европы Джанни Букиккио.
Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин в своем докладе отметил, что за 20 лет своей истории Суд не только выдержал все испытания непростой эпохи, но и стал необходимым для страны институтом. Он подчеркнул, что именно Конституционный Суд является главным хранителем фундаментальных конституционных ценностей. Высоко оценил роль высшего органа конституционного контроля страны Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев. Необходимость контролировать исполнение судебных решений подчеркнул министр юстиции РФ А.В. Коновалов.
Большой интерес вызвали выступления глав конституционных судов, рассказавших о системе функционирования органов конституционного контроля своих стран, о проблемах взаимодействия с органами государственной власти, о месте и роли национального правосудия в защите прав и свобод граждан, о взаимоотношениях с Европейским Судом по правам человека и балансе национального и наднационального в вопросах международного права.
Одним из острых дискуссионных вопросов стала проблема развития конституционной юстиции в субъектах РФ.

1 ноября 2011 года состоялась встреча судьи-секретаря Уставного Суда В. А. Багалина со студентами Калининградского института управления, в ходе которой обсуждались актуальные вопросы развития региональной конституционной (уставной) юстиции Российской Федерации.

3 ноября 2011 года в Уставном Суде в рамках учебной программы по Европейским вопросам сотрудничества стран Балтийского моря состоялась встреча со студентами Европейского института имени Клауса Менерта при Калининградском государственном техническом университете. Судья-секретарь Уставного Суда В.А. Багалин рассказал о системе функционирования органов конституционного контроля в Российской Федерации, роли правосудия в защите прав и свобод граждан.

12, 18 ноября 2011 года судья-секретарь Уставного Суда В. А. Багалин принял участие в проведении информационного тренинга для молодежи на тему: «Избирательные права граждан в Российской Федерации», организатором которого была РОО «Лига избирательниц Калининградской области».

5-9 декабря 2011 года заместитель Председателя Уставного Суда Калининградской области Ю.А. Кузяев принял участие в работе пленарного заседания Совета судей Российской Федерации.

8 декабря 2011 года в Правительстве Калининградской области прошла торжественная церемония подведения итогов и награждения участников X регионального конкурса «ЮРИСТ-ПРОФЕССИОНАЛ 2011». В работе жюри конкурса принимал участие заместитель Председателя Уставного Суда Ю.А. Кузяев, а в подведении итогов и церемонии участвовал судья-секретарь Уставного Суда В.А. Багалин. По итогам конкурса, руководитель секретариата Уставного Суда С.Р. Фидельман стал одним из победителей и занял второе место.

В декабре 2011 года заместитель Председателя Уставного Суда Калининградской области Ю.А. Кузяев принял участие в работе Совета депутатов муниципального образования «Черняховское городское поселение», где рассказал народным избранникам о целях, задачах и работе Уставного Суда Калининградской области.

27 декабря 2011 года Председатель Уставного Суда Калининградской области А.В. Куликов принял участие в одиннадцатом расширенном заседании Калининградской областной Думы, посвященном обсуждению Послания Губернатора Калининградской области Н.Н. Цуканова «Об основных направлениях своей деятельности и деятельности Правительства в 2012 году и отчете о результатах деятельности Правительства Калининградской области в 2010-2011 годах».

Раздел IV.

Научная, публицистическая и иная деятельность Уставного Суда

Ведущим консультантом Уставного Суда, кандидатом юридических наук А.А. Городиловым в соавторстве подготовлена монография «Федерализм в России - состояние, проблемы, перспективы развития».
В монографии анализируются состояние, а также сложнейшие проблемы и противоречия современного развития теории федерализма, сложности динамики модернизации федеративного устройства России в теоретико-концептуальном и прикладном плане.

В «Российской газете» № 251(5627) от 9 ноября 2011 года (Экономика Северо-Запада) опубликована статья Анны Шоновой «Двойной расчет» по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области части 3 статьи 9 Закона Калининградской области от 29 июня 2005 года № 617 «О порядке признания граждан малоимущими в целях определения права на получение жилых помещений из муниципального жилищного фонда по договору социального найма» (по обращению И.А. Гутник).
В редакционной колонке газеты «Тридевятый регион» № 3 от 28.01.2011, № 14 от 15 апреля 2011, № 15 от 22 апреля 2011, № 26 от 26.08.2011, № 27 от 02.09.2011, № 33 от 14.10.2011 опубликованы мнения судей Уставного Суда по актуальным вопросам экономического и социального развития региона.
Информационные материалы о деятельности Уставного Суда были опубликованы в еженедельном правовом бюллетене Центра информационного обеспечения бизнеса «Инок» № 16(621) от 29.04.2011 г.,
№ 39(644) от 07.10.2011 г.

Раздел V.

Внутриорганизационные и иные вопросы

Указом Губернатора Калининградской области от 21 января 2011 года № 11 временная общественная комиссия по подготовке проекта новой редакции Устава (Основного Закона) Калининградской области, гармонизации и кодификации областного законодательства переименована в общественную комиссию по гармонизации и кодификации законодательства Калининградской области. В состав комиссии включены судья Уставного Суда Г.В. Корнюшенков и Председатель Уставного Суда А.В. Куликов.

22 апреля 2011 года в судебном заседании Уставного Суда по результатам тайного голосования Председателем Уставного Суда Калининградской области избран судья А.В. Куликов.

22 апреля 2011 года в судебном заседании Уставного Суда судья Г.В. Корнюшенков по личному письменному заявлению сложил с себя полномочия заместителя Председателя Уставного Суда Калининградской области.

25 апреля 2011 года в судебном заседании Уставного Суда по результатам тайного голосования заместителем Председателя Уставного Суда избран судья Ю.А. Кузяев, судьей-секретарем Уставного Суда избран судья В.А. Багалин.

Распоряжением Калининградской областной Думы от 25 апреля 2011 года № 254-р за многолетнюю и плодотворную деятельность на посту Председателя Уставного Суда Калининградской области Ю.А. Кузяеву объявлена Благодарность Калининградской областной Думы.


Секретариат Уставного Суда

25 января 2012 года